Международный фестиваль МакДонаха в Перми – явление уникальное. Только здесь каждый два года в прохладном октябре на яркую ирландскую неделю собираются ценители остропсихологической драматургии Мартина Макдонаха, а публика получает возможность сравнить трактовки пьес знаменитого драматурга в исполнении театров из разных стран. По сути, фестиваль работает как лаборатория – таким его задумал и реализовал автор идеи, художественный руководитель пермского театра «У Моста», заслуженный артист России Сергей Федотов, ставший первооткрывателем МакДонаха в России.
Третий Международный фестиваль Мартина МакДонаха пройдет в Перми с 1 по 7 октября. В программе – новые знаменитые участники из Чехии, Румынии, Венгрии, Грузии, Македонии, Ирана, Боснии, Молдовы, Казахстана и нескольких российских городов.
Одной из интересных возможностей сравнить творческие подходы станут показы по пьесе «Череп из Коннемары»(16+) - историю, где любовь и смерть тесно переплетены друг с другом, а слезы печали смешиваются со слезами смеха, представят на фестивале театр «У Моста», московский театр Армена Джигарханяна и Малый театрик из Праги (Male Divadlo Praha из Чехии).
«У Моста» знает все трещинки…
Отличительная черта постановки «Черепа» в театре «У Моста», которую отмечают многие критики – потрясающие подробности и бережное отношение к авторскому тексту. Критик Павел Руднев, рассуждая о востребованности у российских постановщиков пьес ирландского цикла, как-то сказал, что действительность ирландской глубинки тесно соприкасается с нашей, глухая провинция в принципе везде одинакова. Именно эту провинцию во всех мелочах и деталях показывает Сергей Федотов, поднимаясь в лавине черного юмора над мелочами, но сохраняя реализм даже в жанре черной лирической комедии. Ибо смех этот – от горя и невозможности что-то изменить.
Все просто: могильщик Мик Дауд из города Гэлуэй по правилам жизни маленького острова вынужден выкопать гроб собственной супруги – кладбище ежегодно освобождают для новых могил. Само по себе нелегко, но у большей части жителей островка твердое убеждение, что свою супругу сам Мик и убил когда-то. Из трагедии, любви и печали, смешных ситуаций и образов рождается удивительное действо, где миры живых и мертвых расположены по соседству и отделены лишь условной границей. Удивительно детализировано в постановке «У Моста» все – наряды героев, убранство театрального пространства и сами персонажи. Иногда возникает ощущение, что на сцене оживают мистические картины – вот полотно Ван Гога, вот Минк, а здесь мелькнул Куинджи. Герои подкупают своей искренностью, и Мик в исполнении Владимира Ильина, и братья Хенланы в исполнении Василия Скиданова и Илья Бабошина – реальны. И «трещинки», «черточки» важны все до одной. Когда Томас Хенлан хочет походить на детектива – он в черных очках шпиона, хочет показаться более важным всем присутствующим и приддать вес своим словам – снова на нем очки. Понять настроение и намерения героев можно по жестам, едва уловимым движениям, и это – высокий уровень освоения роли. Иногда кажется, что слова героев ты слышишь словно изнутри своей головы – так вживаешься в спектакль, увидеть который будет можно в рамках фестиваля 2 октября на домашней сцене театра.
Театр Армена Джигарханяна: у каждого из нас свои черепа и скелеты в шкафу
Режиссер Сергей Виноградов - один из известных московских режиссеров, он поставил в московском театре Армена Джигарханяна всю трилогию ирландского драматурга Мартина МакДонаха.Зрители Третьего международного театрального фестиваля увидят 4 октября в новом зале Театра «У Моста» его постановку «Черепа из Коннемары»(16+).
По словам Виноградова, его тронула история, происходящая в этой пьесе: «У нас у каждого свои черепа и скелеты в шкафу висят. И мы очень часто людей судим по каким-то не обоснованным домыслам. За историей могильщика, якобы убившего жену, я вижу судьбу одинокого и любящего человека. И в чудовище может жить «красивый» человек. Не стоит вешать клеймо ни на кого».
В постановке задействованы лучшие актеры театра Армена Джигарханяна: Андрей Крупник сыграет в Перми Томаса Хэнлана, но многим известен своими киноработами, среди его киноролей - лейтенант милиции Денис в сериале «Кодекс чести-5» и «Кодекс чести-6» и фотограф в ситкоме «Зайцев+1».
Мэриджонни Рафферти играет Мария Соловьева. Она - супер-бабка, мисс Марпл, ирландский вариант, пьяница, умница, нахалка. Первая известность пришла к этой замечательной и невероятно талантливой артистке с запоминающейся внешностью, когда она начала принимать участие в постановках театра Романа Виктюка. На этой сцене Мария создала немало ярких и провокационных образов, ставших залогом её успеха. А впоследствии она вошла в коллектив театра под руководством Армена Джигарханяна. Увидеть уникальный актерский ансамбль в спектакле «Череп из Коннемары» можно будет 4 октября на сцене театра «У Моста».
Петр Ланта из Праги: быть собой
MaleDivadloPraha из Чехии только дополняет мистические истории вокруг театра «У Моста» и фестиваля МакДонаха. Именно Петр Ланта, режиссер спектакля «Череп из К.», когда-то стал причиной знакомства Сергея Федотова с драматургией МакДонаха. Федотов основательно работал в Чехии, более пятнадцати лет ставил там спектакли, и судьба свела их много ьлет назад.
«Мой предшественник был тем самым человеком, кто впервые привез Сергея Федотова и пермский театр «У Моста» в Чехию. Это было в 1995 году. Театр «У Моста» меня очаровал. Я даже подумал – бросаю эту работу, потому что такой же театр никогда не смогу создать, не смогу его сделать так же хорошо», - рассказывает чешский режиссер, художественный руководитель Малого театрика Петр Ланта.
Когда Сергей Федотов ставил спектакли в Праге, Петр работал его ассистентом и учился у него каждый день. Теперь, как он говорит, ему не стыдно показать свое творчество Учителю.
Театр, в котором Петр является художественным руководителем, был создан в 1999 году под названием «PayingVoices» как ассоциация альтернативных театральных групп.
В основе системы самого Ланты, по его словам, лежит умение осуществить переход от использования только физических данных артиста к его внутреннему миру. «Это, — говорит Петр, — не столько даже техника, сколько умение человека быть самим собой. Чем актер более индивидуален, тем он больше сосредоточен на себе».
Спектакль «Череп из Коннемары»(16+) Петр Ланта назвал черной лирической комедией. Публику ждет премьера этого спектакля и необычный взгляд талантливого режиссера из Чехии. 4 октября на сцене театра «У Моста» сам Петр Ланта сыграет в постановке одну из ролей вместе содаренными и яркими артистами театра – это Жан Табольски, Юрий Новотний, ЗденкаЖозефи и Люси Зачовалова.