16 сентября в 19.00 в Органном концертном зале в рамках абонемента «Король инструментов» состоится выступление органиста собора Святой Девы в Дордрехте Кора Ардеша (Нидерланды).
Это первый визит прославленного музыканта в Пермь по приглашению краевой филармонии.
В программе прозвучат сочинения Иоганна Себастьяна Баха, Ференца Листа, Яна Велмерса (0+).
Кор Ардеш (1959) обучался в консерватории Свелинка в Амстердаме. Кроме того, он посещал импровизационный курс в Королевском консульстве в Гааге. С 1998 года Кор Ардеш является органистом церкви Богоматери (Гроте Керк) в Дордрехте – это один из известных соборов Европы, основанный в XIII веке. Средневековая протестантская церковь - самая большая в городе и вторая старейшая. Гроте-Керк представляет из себя крестообразную базилику в стиле «брабантская готика» с незаконченной башней. Она видна с любой точки города. На её колокольне 8 колоколов и карильон. Самый большой колокол весит 12 тонн и звучит нотой ми. В 1572 году церковь была передана протестантам.
Кор Ардеш был назначен муниципальным органистом Дордрехта во время инаугурации Баха-органа 26 сентября 2007 года. В 2011 году он был награжден рыцарским орденом за преданность органной культуре и, в частности, органам Гроте Керка. В качестве художественного консультанта Кор принимает участие в организации большого количества концертов в Гроте Керк каждый год.
Кор Ардеш ведет преподавательскую деятельность по классу органа, играет в церкви.
Музыкант записал ряд дисков, в том числе, полное собрание сочинений Баха, которое презентовал 24 августа 2016 года.
О композиторах
«Хорошо темперированный клавир» И.-С. Баха можно по праву считать одним из наиболее высоких достижений в мире музыки. Этот цикл, состоящий из прелюдий и фуг – настоящий монументальный труд, который проделал композитор. Впоследствии два тома «ХТК» оказали огромное влияние практически на всех музыкантов, будущих композитов и виртуозов различных стран мира.
Работу над «ХТК» Бах начал в Веймаре, где композитор пробыл с 1708 по 1717 год. Первый том вышел в 1722 году, когда Иоганн Себастьян жил уже в Кётене. На заглавном листе композитор сделал запись, поясняя, для чего именно он задумал свой труд. Там значилось, что он предназначен для обучения молодежи, а также для музицирования уже состоявшимся музыкантам. Второй том Бах написал в Лейпциге в 1744 году, спустя много лет после первого. «ХТК» представляет собой два тома, в которых содержится по 24 прелюдии и фуги, написанные в разных тональностях.
Неоценимо влияние «ХТК» на композиторов всех последующих поколений. Для многих великих композиторов произведение Баха стало настольной книгой, именно по этому сборнику они изучали основы композиции, контрапункта. Подобную затею (использовать весь спектр тональностей в пределах цикла) пытались воплотить и другие музыканты. Например, Ф. Шопен сочинил 24 прелюдии и два опуса этюдов. Д. Шостаковичу, П. Хиндемиту и Р. Щедрину принадлежат циклы из прелюдий и фуг.
Венгерский композитор, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр, публицист, один из ярчайших представителей музыкального романтизма Ференц Лист в 1862 году создает Вариации на тему Баха (S. 180). В их основе лежит первый хор из кантаты BWV 12 (Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen – «Плакать, Жаловаться, Беспокоиться, Бояться»), который является прообразом Crucifixus'a из h-moll'ной Мессы BWV 232. Поэтому цикл на тему Баха можно отчасти считать вариациями на Crucifixus. Глубокую связь с музыкой кантаты Баха символизирует введение в финале вариационного цикла заключительного хорала Was Gott tut, das wohlgetan («То, что Бог делает, благоугодно»). Вообще баховская символика приобретает в это время в творчестве Листа большое значение. В 1855 году была создана органная прелюдия и фуга на BACH, а в 1859 году фортепианная прелюдия Weinen, Klagen («Плакать, Жаловаться»). Таким образом, тему Баха Лист использовал не в первый раз. Вариации на тему Баха имеют неточный подзаголовок Basso continuo (низкий непрерывный), под которым на самом деле подразумевается Basso ostinato (низкий упрямый). Лист взял из оригинала не только хроматический бас, но и полифонические элементы хора, особенно в первых трех вариациях. Мотивы хора композитор выстраивает по принципу постепенного увеличения количества голосов. Лист усиливает воздействие скорбного настроения. В первых двух вариациях вводятся паузы как в басу, так и в верхних голосах. Хроматическая линия баса вместо равномерного движения у Баха получает синкопированный ритм, который усиливает напряжение.
Ян Уэлмерс (Зёйдларен, Нидерланды, 6 июля 1937) - голландский композитор и органист. Велмерс был первым музыкальным учеником своего отца Сийбе Велмерса (1901-1958), который работал органистом, пианистом, скрипачом, хормейстером и учителем музыки, и испытывал большой интерес к новой музыке своего времени. Он также был ярым проводником новой музыки, принесенной Йоханом ван дер меером и Шарлем де Вольфом, двумя музыкальными пионерами в области музыкального минимализма города Гронинген.
В 1958 году изучал орган под руководством Вим Ван Бека и фортепиано в классе Антона Тампа в Консерватории принца Клауса в Гронингене. В 1967 году учился игре на органе и импровизации в Консерватории Утрехта, затем брал уроки композиции у Кик ван Баарена и уроки новой музыки у Ton de Leeuw.
В 1966 году выиграл Национальный конкурс органной импровизации в Болсварде, а в 1968 году принял участие в Международном конкурсе органной импровизации в Харлеме, Нидерланды. В 1964 году стал органистом Triumfatorchurch в Katwijk aan Zee, должность, которую он будет занимать до 1974 года.
Преподавал в Утрехтской консерватории, затем в 1974 году был назначен профессором органа. В 1998 году ушел из консерватории и сконцентрировался на сочинительстве.
С 1974 по 2002 годы Ян Уэлмерс был постоянным органистом Кениг-органа (1776) в Церкви-гроте или в Неймегене.