12 мая на сцене театра «У Моста» состоялся показ спектакля «Пять рассказов Шукшина» в исполнении Владимира Борисова (г. Санкт-Петербург).
Спектакль «Пять рассказов Шукшина» на сцене театра «У Моста» стал прекрасным подарком всем пермякам. Новое прочтение шукшинских рассказов, трагичных, современных, смешных и пронзительных, моноспектакль Владимира Борисова привел пермских зрителей в восторг.
Первое впечатление – простота. На сцене только стол, два стула, актер и аккомпаниатор. С помощью этого показать героев пяти рассказов? Но в том и заключается тайна театра: не нужно много декораций, когда есть воображение. Актер рисует образы советского быта, добродушных и неказистых людей, и тех, чьи пороки стали их лицами, очень точно. Временами становится даже страшно: каждый характер оригинален, и ни одного повтора, ни одного проникновения одной роли в другую. Как будто все эти люди действительно вышли на сцену.
Многоголосый монолог Владимира Борисова погружает зал в события, происходящие в рассказах, и заставляет поверить, что вот-вот произойдет что-то страшное. Пару раз зритель вздрагивает от неожиданности. Есть моменты, когда хочется и плакать, и смеяться одновременно.
В рассказе «Жена мужа в Париж провожала» актер говорит тихим, спокойным тоном, а потом вдруг переходит на крик, и этот крик не просто высказывание, а событие: последняя попытка героя удержаться за жизнь, придать ей хоть какой-то смысл. Шукшин мастерски обманывает читателя, говоря о положительном герое как об отрицательном, и актер сохраняет эту интригу, не давая зрителю заподозрить, что человек на самом деле хороший, а потом преподносит это как трагическую случайность.
Рассказ «Суд» вызывает добродушный смех. Как из-за пустяшного дела русский мужик волнуется, хочет предстать во всей красе, думая про себя: надо было ордена надеть. И грусть оттого, что наш народ настолько не верит в победу справедливости, что удивляется, когда это происходит и чувствует благодарность тогда, когда другой человек просто выполняет свою работу.
Каждый характер гиперболизированный, но достоверный. Но самое интересное – это то, что мы видим не только героев, но и события, и явления. На сцене сменяют друг друга непобедимая глупость и уставший здравый смысл, жажда жизни и смертельное отчаяние, наивность человека, который только начинает жить, и рассудительность последнего наставления умирающего. И все это сопровождается звуковыми и световыми эффектами, достаточными, чтобы остановиться на самых главных моментах простых и трогательных историй, мастерски рассказанных русским классиком.