4 октября в Театре-Театре стартует Всероссийский зрительский фестиваль-конкурс профессиональных театров «POST ФАКТ». Зрители увидят 9 спектаклей, которые попали в лонг-лист премии «Золотая маска», но не прошли дальше. Это 5 спектаклей большой формы (показы состоятся на большой сцене ТТ) и 4 малой формы (показы на «Сцене-Молот» и один в декорационном цехе ТТ) в исполнении театральных коллективов из разных уголков страны – от Москвы до Губахи.
Очень важная часть фестиваля-конкурса «POST ФАКТ» – лаборатория «POST ЗРИТЕЛЬ». Это авторские мастерские для всех желающих, кураторами которых станут члены жюри фестиваля и приглашенные профессионалы.
Накануне открытия фестиваля, Константин Райкин, на пресс-конференции рассказал, почему зрители в театре самые главные и без чего не обходится ни один спектакль.
«Мне очень нравится, что зритель на фестивале будет участвовать в театральных процессах. Я же тоже с «Маской» имел дело, практически с момента ее создания. И у меня по-разному складываются отношения с их оценками, это же не всегда вызывает согласие, а иногда вызывает протест, а иногда возмущение, почему так или не так. Это при том, что мы можем похвастаться, что «Маска» время от времени отмечает нас некоторыми подарками. И это для нас мелкое самолюбие, которое не имеет отношение к истинным ценностям, это просто приятно. Меня время от времени как-то коробило, какие-то декларации, которые я слышал от очень уважаемых и мною любимых людей, которые говорили не только от своего имени, а от имени жюри, экспертного совета, что их не интересует зрительский успех в спектакле. Для меня это практически враждебное заявление. Это не то, что я считаю, что зрительский успех это истина в последней инстанции. Нет, конечно, нет. Потому что иногда зрительский успех имеют вещи с моей точки зрения недостойные и безвкусные. Но с моей точки зрения, у хорошего спектакля зрительский успех должен быть обязательно! Если зрительского успеха нет, значит, допущена, какая то ошибка. Это особое свойства театра, как вида искусств. Потому что это единственный вид сценического искусства, где зритель является просто необходимой частью существования данного вида искусства. Без них этого вида искусств быть не может. Спектакля нет, если нет зрителя. Зритель это необходимая субстанция, что бы этот вид искусства существовал. Он и существует только в связи с реакцией зрителя, это вольтова дуга, это оргазм, понимание и взаимодействие, обмен энергией. Поэтому когда мне говорят «нас не интересует зрительский успех, значит это можно сравнить с тем, что с лесом можно знакомиться по гербарию. Это значит, что любовь можно изучать с точки зрения гинеколога или сексопатолога, но это не есть любовь. Также если театр не интересуется реакцией зрителя, то он не интересуется самым главным процессом, который и есть смысл этого дела», - отметил Константин Аркадьевич.