1 октября, в историческом парке «Россия - Моя история» откроется мультимедийная выставка «Память Поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», посвященная 75-летию Победы.
Выставка, собрана в 8 залах: «Начало войны», «Фронт», «Тыл и оккупация», «Победа», «Павшим вечная слава», «Старые раны. 1960-е», «Эхо прошедшей войны. 1970–1980-е», «Во имя жизни. 1990–2010-е», охватывает творчество мастеров военного и послевоенного периода.
Первые залы экспозиции рассказывают о важнейших вехах Великой Отечественной: начало войны, бесчинство врага на оккупированных территориях, события на фронте и жизнь в тылу; показывают героизм защитников Советского Союза и, наконец, Победу. Вторая часть выставки, посвященная осмыслению тех страшных и героических лет в послевоенные годы, строится по хронологическому принципу.
Экспозиция познакомит посетителей с творчеством известнейших советских художников и скульпторов: А. Дейнеки, П. Корина, А. Пластова, П. Кончаловского, Кукрыниксов, Ю. Пименова, В. Мухиной, Е. Вучетича, А. Самохвалова, Р. Фалька, А. Лактионова, В. Яковлева, И. Глазунова, В. Попкова, Г. Коржева.
В составе экспозиции представлены две работы из собрания Пермской галереи.
«Сталинградцы в Берлине» - работа советского живописца, лауреата Ленинской, пяти Сталинских и Государственной премий, Народного художника СССР Николая Соколова (1902-2000). Известность он получил, в основном, как участник группы «Кукрыниксы». В частности, в годы войны Кукрыниксы прославились антифашистскими работами: от газетных карикатур до монументальных «Окон ТАСС».
Картина «Сталинградцы в Берлине» была создана Соколовым в 1945 году, в Пермскую галерею поступила в 1948 из Дирекции художественных выставок и панорам. До 2000 года она размещалась в постоянной экспозиции Пермской галереи, в последующие годы, после закрытия экспозиции советского искусства, находилась в хранении.
Работа народного художника СССР, лауреата Сталинской премии 2-й степени Тараса Гурьевича Гапоненко (1906 – 1993) «Ведут пленных немцев» была создана в 1942 году, в Пермскую галерею попала в 1944 году из Молотовского городского отдела по делам искусств. Работа покидала хранение только для участия в выставках «Философия общего дела» (,2012) и «Тыл. Железные башмаки» (2015).
Федотова Мария Аркадьевна, руководитель исторического парка «Россия - Моя история»:
Гости выставки увидят поистине знаменательные произведения отечественного искусства ХХ столетия.
На картине Аркадия Пластова «Фашист пролетел» художник словно маскирует смерть идиллическим пейзажем. Сначала может показаться, что мальчик прилег отдохнуть, а животные пасутся или спят невдалеке. Только когда мы видим еле заметный улетающий истребитель, становится ясно: случилась беда. Рядом с головой пастушка не ярко-красный цветок — это кровь, которая течет из пробитой головы. Несколько коров тоже мертвы, а собака жалобно воет рядом с неподвижным телом хозяина.
Картина также напомнит нам о Тегеранской конференции 1943 года. По воспоминаниям очевидцев, данная картина, экспонировавшаяся в зале переговоров по инициативе И. Сталина, настолько поразила Ф. Рузвельта и У. Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт.
Полотна Александра Дейнеки, ведущего представителя советской живописи, расскажут о трагических событиях первых лет войны. Даже названия его картин — «Сгоревшая деревня», «В оккупации» — напоминают о том страшном испытании для нашей страны, свидетелем которого стал знаменитый художник.
Представленный в экспозиции триптих Павла Корина «Александр Невский» стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне. Произведение, созданное в 1942–1943 годах, было призвано поднять дух народа: не случайно в центре художник изобразил князя Александра Невского, победившего немецких рыцарей на льду Чудского озера в 1242 году.
Сохранились свидетельства, что солдаты возили с собой небольшие репродукции картины, размещали их в окопах и землянках.
Вскоре после Победы Александр Лактионов написал «Письмо с фронта», завоевавшее любовь миллионов советских людей. Картина была написана спустя четыре года. Художник стремился передать подлинные, искренние эмоции от весточки с фронта. Именно поэтому позировать для картины он попросил близких людей: дочь, сына, тетушку, Виктора Нифонтова, художника и друга, с которого был написан солдат, и приятельницу из Загорска.
Эта картина, которую современники называли «самой интересной и правдивой», принесла художнику всесоюзную славу: ее печатали в учебниках и журналах, выпускали в виде календарей и плакатов.
"Выставка «Память Поколений» не просто формальная экспозиция про историю Великой Отечественной войны в изобразительном искусстве. Эта выставка о том, как память о войне была для художников важной темой. Все, что представлено, – очень глубокое, серьезное, искреннее высказывание художников разных поколений: и тех, кто застал войну, и тех, кто родился позже", - отметил актер театра и кино Дмитрий Певцов.