Практика работы Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управления Росприроднадзора по Пермскому краю и Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края показывает, что собственники и арендаторы земельных участков, расположенных в водоохранных зонах, достаточно часто нарушают право граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Положения статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации определяют, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Нарушения, связанные с ограничением свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, в основном заключаются в том, что собственники и арендаторы земельных участков, примыкающих к береговой полосе, устанавливают в границах последней заборы, которые порой уходят в акваторию водных объектов.
Подобные действия незаконны и за их совершение предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 8.12.1 КоАП РФ (несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе) и ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). На территории Пермского края дела об административных правонарушениях по ст. 8.12.1 КоАП РФ возбуждают и рассматривают должностные лица Управления Росприроднадзора по Пермскому краю и Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, по ст. 7.1 КоАП РФ - Управления Росреестра по Пермскому краю.
К ограничению свободного доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе относится и самовольное размещение в береговой полосе каких-либо зданий, строений, иных объектов, в т.ч. столбов, разного рода опор, канав и иных подобных сооружений и препятствий.
Практика привлечения к ответственности за такие правонарушения достаточно широкая, в т.ч. и судебная.
Привлекая виновное лицо к административной ответственности, уполномоченные должностные лица, как правило, выдают виновному лицу обязательное к исполнению предписание о ликвидации объектов (препятствий), ограничивающих свободный доступ к водному объекту и его береговой полосе.
Кроме того, уполномоченными органами наработана практика судебного понуждения к сносу самовольных построек, возведенных в береговой полосе водных объектов общего пользования.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских поселений и городских округов в области водных отношений относится обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования.
Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района и городского округа в области водных отношений относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования, для личных и бытовых нужд.
Используя названные полномочия, органы местного самоуправления могут защищать право граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе, в т.ч. обращаясь в суды с соответствующими исковыми требованиями к правонарушителям.
Однако на практике органы местного самоуправления такие полномочия использует довольно редко.
Вместе с тем органами прокуратуры выявляются факты, когда органы местного самоуправления предоставляют физическим лицам в собственность земельные участки, в границы которых частично попадают береговые полосы водных объектов общего пользования. В результате создаются условия для последующего ограничения свободного доступа граждан к береговой полосе водных объектов.
При этом органы местного самоуправления по разным основаниям не учитывают положения пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ, который запрещает приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
По таким фактам органы прокуратуры обращаются в суды с исковыми заявлениями о признании сделок по передаче в собственность земельных участков, в состав которых вошли береговые полосы водных объектов общего пользования, недействительными в силу их несоответствия закону.
Информация подготовлена природоохранной прокуратурой г. Перми.