В период с 3 июня по 6 июля в арбитражный суд края было подано 25 исков перевозчиков к департаменту финансов мэрии Перми. Они требуют взыскать с администрации убытки в размере 50,5 миллионов рублей.
Первые заявления от перевозчиков стали поступать в арбитражный суд Пермского края в декабре 2014 года. Бизнесмены подали более 30 исков к департаменту финансов, требуя возместить им полученный ущерб в результате осуществления деятельности по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах. Перевозчики намереваются взыскать убытки в размере недополученных, как они считают мнению, субсидий. Общая сумма требований по этим искам составляет более 500 миллионов рублей. Производство по ним до сих пор не закончено.
В конце декабря прошло предварительное заседание по иску перевозчика ИП Белозеров о взыскании 42 миллионов убытков с департамента финансов городской администрации. По мнению предпринимателя, из договора с департаментом дорог и транспорта следует, что администрация должна перечислять ему субсидии, предусмотренные нормативными актами муниципалитета (в частности, решением Пермской городской думы № 162). Не дождавшись компенсаций, Белозеров потребовал через суд взыскать эту сумму с ответчика.
Ответчик считает эти требования необоснованными, поскольку решение городской думы № 162 распространяется только на перевозчиков, работающих на электротранспорте, и тех, кто обслуживает временные автобусные маршруты. А маршрут № 40, который обслуживает ИП Белозеров, является регулярным. Кроме того, по расчетам городской мэрии, нормативная прибыль от перевозок по этому маршруту при тарифе 13 рублей составляет 12 миллионов рублей в год. Таким образом, никаких убытков перевозчик не несет.
Другой истец – Сергей Фадеев считает, что причины обращения перевозчиков в суд кроются в системных проблемах отрасли:
«Если отбросить в сторону методику расчета начисления субсидий, то, на мой взгляд, проблема в системных ошибках. Сегодня автоперевозки стали убыточным бизнесом. Тариф в 13, 16 и даже 18 рублей обрекает этот вид бизнеса на деградацию. Расходы на топливо и запчасти выросли на 35-40%. Если администрация корректно рассчитала тариф на уровне 18 рублей, а депутаты приняли 16, то эти два рубля все равно придется каким-то образом компенсировать. Это простая математика, за все надо платить. Почему «Пермгорэлектротранс» получает из бюджета 330 миллионов рублей, а автоперевозчики только 87 миллионов на компенсацию льготникам и 119 миллионов рублей на компенсацию убыточных маршрутов? При этом точно посчитано, сколько пассажиров перевозит «Пермгорэлектротранс», сколько – автобусы, а доля электротранспорта составляет всего 17%», – поясняет Фадеев.
Теперь к 30-ти искам, поданным перевозчиками в декабре, прибавилось еще 25 заявлений на общую сумму 50,5 миллиона рублей. Из них 4 иска Арбитражный суд Пермского края пока не принял к производству.