В Перми работают 9 крупных продуктовых ритейлеров – «Виват» (76 магазинов), «Пятерочка» (60 магазинов), «Магнит» (30 магазинов), «СемьЯ» (29 магазинов), «Монетка» (16 магазинов), «Добрыня» (14 магазинов), «Лента», «Наш» и «Метро». Был проведен опрос среди горожан: что им не нравится в супермаркетах, и кто из них – самый худший?
Выяснилось, что горожане пока не довольны большинством из сетевых магазинов: из-за качества продуктов и обслуживания, разброса цен, подлогов и неразвитой инфраструктуры.
Первый среди отстающих – «Пятерочка». С одной стороны, количество магазинов обеспечивает выполнение глобальной задачи: насытить все городские микрорайоны маркетами «шаговой доступности». Но с другой стороны, это как раз тот случай, когда количество отрицательно влияет на качество. Про эти магазины давно известно, что здесь любят менять этикетки, «обновляя» срок годности, поэтому покупатели часто жалуются, что приобрели в «Пятерочке» дурно пахнущие сардельки, позеленевшие консервы, несвежее мясо, испорченные яйца и майонез, и т.п.
Вот несколько точных и важных наблюдений, сделанных обычными покупателями в «Пятерочке», «Добрыне» и «Вивате». Молодой человек пришел в магазин с чеком, чтобы вернуть вздувшуюся банку с салатом. Ему без вопросов отдали на кассе деньги, но баночку продавцы… поставили обратно на полку. Девушка купила фасованные яблоки, и дома, порвав пленку и вынув все фрукты из упаковки, обнаружила, что «живых» яблок там – половина, остальные с вмятинами и гнильцой. Еще одна юная покупательница вернулась в магазин, чтобы продемонстрировать продавцам простоквашу вместо «свежего», полчаса назад купленного молока. Перед ней извинились и посоветовали… именно эту марку никогда не брать, поскольку у производителей всегда в машинах плохо работает холодильник.
Недовольны пермяки и внешним обликом супермаркетов, и их внутренним «дизайном», сравнивая торговые залы в той же «Пятерочке» с «кладовками, где нужно протискиваться среди грязных коробок». Множество нареканий вызывают и акции: на витрине указан один ценник, но на кассе пробивают почему-то большую сумму, а к концу дня на прилавках уже нет половины товаров со скидками. Раздражают граждан и очереди. Стандартная ситуация, когда из 10 касс работают только две. Как рассказал один покупатель, он уже несколько раз сталкивался с ситуацией: приходит в 9 вечера в магазин, а он закрыт, хотя должен работать до 23:00. Охранник объяснил, что внутри скопилось много покупателей, а кассир работает только один.
И таких примеров – очень много. Если бы владельцы гипермаркетов решили, наконец, выложить в своих торговых залах книги жалоб и предложений, думается, им бы это помогло быстро наладить работу в своих магазинах.