В рамках IX Дягилевского фестиваля в эти выходные пермяки смогут увидеть современный балет Kaash по версии титулованного хореографа Акрама Хана и музыкальный перформанс Георгия Мансурова.
Дягилевский фестиваль в Перми открылся вчера, 21 мая, двумя мировыми премьерами на музыку Шостаковича – оперой «Оранго» и балетом «Условно убитый». Сегодня в Доме Дягилева прошел международный симпозиум, посвященный творчеству великого композитора, а на площадке Фестивального клуба – встреча с Ириной Шостакович, вдовой классика. Также на сцене Дома Дягилева поздним вечером пройдет Скрипичный гала: в концерте участвуют музыканты-виртуозы Патриция Копачинская, Илья Грингольц и Каролин Видман.
А завтра, 23 мая, в 17:00 скрипачка из Швейцарии Патриция Копачинская и австрийский пианист Маркус Хинтерхойзер в Органном зале (улица Ленина, 51б) исполнят произведения ученицы Шостаковича, композитора Галины Уствольской: сонату для скрипки и фортепиано (1952), Вторую (1949) и Пятую (1986) сонаты для фортепиано, а также дуэт для скрипки и фортепиано (1964).
В субботу в 20:00 в Пермской опере состоится спектакль современной хореографии Kaash (на языке хинди означает «если бы»), поставленный британцем с бенгальскими корнями Акрамом Ханом – одним из самых популярных и титулованных постановщиков и танцовщиков в мире современного балета. Он прославился благодаря своему умению вести уникальный диалог со зрителем на своего рода метаязыке, который является альянсом западного contemporary dance и восточного нарративного танца катхак.
Артисты Akram Khan Company уже выступали в РФ неоднократно, однако спектакль Kaash (2002) они привозят впервые. Танцовщики (двое юношей и три девушки) под сложный ритм табла представят пермским зрителям эпическое действо об устройстве мира. Отправной точкой для хореографа стал образ главного индуистского бога-творца Шивы. Архитектура спектакля выстроена на слиянии техники восточных единоборств, танца катхак и контемпорари с телесными выбросами энергии, которые сменяются медитативными соло и трио с удивительной игрой запястьев рук. За два года эта постановка была показана в 23 странах и удостоена The Critics' Circle National Dance Award в номинации «Лучшая современная хореография».
В воскресенье, 24 мая, в 18:00 в Органном зале состоится концерт одного из самых талантливых и востребованных российских пианистов нашего поколения, заслуженного артиста России Александра Мельникова. Он исполнит 24 прелюдии и фуги для фортепиано, ор. 87 Дмитрия Шостаковича.
Поздним вечером в воскресенье (начало в 22:00) на сцене Пермской оперы будет представлен музыкальный перформанс «Гиперкуб», созданный композитором Алексеем Сергуниным и мультиинструменталистом Георгием Мансуровым. Исполняют солисты оркестра и хора musicAeterna, артисты Пермского балета.
Как рассказал сам Георгий Мансуров, проект «Гиперкуб» – это мистерия, основанная на полифонии, символике и мистике древнего христианства, единстве искусств и подчинении их одной системе, он посвящен поиску гармонии космоса и гармонии человека». Гиперкуб представлен как сакральное пространство, образованное символикой чисел. 8 точек куба – это октава, 8 планет Солнечной системы, 12 ребер куба – это 12 апостолов, 12 месяцев в году или 12 полутонов октавы.
«Классическая развертка куба в виде трехмерного креста была уже использована в живописи Сальвадором Дали (картина «Распятие или Гиперкубическое тело», известная как Corpus Hypercubus), в музыке же четвертым измерением становится само время, которое течет в разном континууме и рождает такое явление, как полифония – именно этот принцип и лежит в основе всей музыкальной ткани нашего перформанса», – рассказал Мансуров.