5 ноября 2022 в Москве МладаХор принял участие в исполнении уникального произведения – сюиты «Дети выдры» известного российского композитора Владимира Мартынова.
История. «Дети выдры» – это уникальный масштабный проект, в котором участвуют три выдающихся коллектива: известная фолк-группа «Huun Huur Tu» (Республика Тыва), ансамбль «Opus Posth» (худ. рук. народная артистка РФ Татьяна Гринденко, г. Москва) и академический хор Млада (худ. рук. заслуженный деятель искусств Ольга Выгузова, г. Пермь).
Мировая премьера сюиты состоялась в 2009 году в Перми, после чего в произведение было неоднократно исполнено в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Люблине и др. Проект оказался востребованным и продолжает существовать и удивлять зрителя. Данное исполнение сюиты, уже восьмое по счету, состоялось в Концертном зале имени П.И. Чайковского в рамках празднования столетия Московской филармонии.
О первоисточнике. Сюита «Дети выдры» написана В. Мартыновым по мотивам «сверхповести» «Дети выдры» Велимира Хлебникова – представителя русского литературного авангарда. Символизм, образность в содержании первоисточника отсылают читателя к мифологическому, архаично-языческому началу, где Выдра, по поверью тувинцев, является праматерью всех людей. В основе произведения лежит принцип «сочетания несочетаемого», который естественным образом проявился и в музыкальном воплощении.
О музыке. Необычность, уникальность этой музыки – прежде всего в использовании различных сочетаний нескольких разноплановых тембровых и стилистических красок: архаичное тувинское горловое пение сочетается с богатством тембров струнного оркестра и мощью звучания современного академического хора. Из органичного сплава этих музыкальных средств рождается современный и эффектный, эклектичный музыкальный язык, в котором явно проявились, с одной стороны истинно фольклорные, древние народные музыкальные традиции, а с другой стороны – черты музыкального минимализма: многократные повторения, динамические нарастания и спады, рефрены и лейтмотивы.
Музыкальное воплощение идеи «сочетания несочетаемого» удачно вписывается в концепцию возвращения от авторства к народным истокам. Все это придает произведению самобытную, индивидуальную музыкальную форму.
В сюите «Дети выдры» не так много собственно литературного текста, но использованные строки – самодостаточны и эффектны. Например, многократное «Мы дети выдры», ритмично повторяемое музыкантами, словно мантра, в первой части сюиты, утверждает главный образ и становится истоком дальнейшего развития. А строки, завершающие весь опус («Когда умирают кони — дышат, когда умирают травы — сохнут, когда умирают солнца — они гаснут, когда умирают люди — поют песни»), провозглашают истинную и возвышенную ценность человеческой жизни как части природы.
Об исполнителях. Хочется особо отметить «золотой» исполнительский состав, который ни разу не изменился за эти годы: это уникальные коллективы, аналогов которым не найти, идеально вписавшиеся в замысел композитора. Художественный руководитель проекта народная артистка РФ Татьяна Гринденко собирает данный состав на каждое исполнение. Каждый участник действа вносит свою лепту в создаваемый музыкальный образ.
Экзотическое горловое пение в исполнении тувинской группы «Huun Huur Tu» в сопровождении аутентичных национальных инструментов вводит слушателя в музыкальный транс, заставляя медитировать, созерцать, растворяться в звучащей музыке.
Экспрессивное звучание академического хора «Млада», известного своей многожанровостью и уникальной способностью приспосабливать вокальный звук к исполняемому произведению, придает эпическому течению произведения собранность, определенность, афористичность, подчеркивает кульминации и вносит драматургический контраст в многослойную ткань сюиты.
Эти противоположные музыкальные традиции – древность и современность, фольклорность и академичность – объединяются эмоциональностью и мощной энергетикой ансамбля «Opus Posth» и участием в исполнении самого автора, композитора Владимира Мартынова (фортепиано).
Текст подготовила Софья Рыжкова.