С 28 по 31 марта Пермский театр оперы и балета представляет премьеру оперы «Князь Игорь» Александра Бородина.
Публика увидит и услышит знаменитую оперу в новой трактовке: партитура дополнена музыкальным номерами из авторского клавира Бородина, никогда ранее в сценической версии не исполнявшиеся. Визуально спектакль переместит зрителей не в XII век, как это принято в классических версиях, а в XIX век (время первой постановки «Князя Игоря»).
Спектакль максимально приближен к эстетике первой постановки в 1890 году в Мариинском театре в Петербурге. В первую очередь, речь идет в новом прочтении музыкального материала: порядок сцен восстановлен и дополнен по оригиналам Бородина (от большинства тех сцен, которые сочинил Глазунов, было решено отказаться). В отличие от классической версии (два акта с прологом) на сцене Пермского театра имени Чайковского опера представлена в 6-ти сценах и 3-х актах. В спектакле появится еще одна ария Игоря, которую обычно не исполняют в России, а также дополнительная сцена с князем Галицким в тереме его сестры Ярославны, с участием бояр и народа.
«Несмотря на авторский клавир, собранный из черновиков Бородина музыковедом Анной Булычевой, «Князь Игорь» остается коллективным трудом, и наша постановка не исключение. Мы скомпоновали все номера из двух источников: всем известной партитуры, сделанной Глазуновым, с несколькими номерами от Римского-Корсакова, и клавира Булычевой, который подсказывает постановщикам авторскую логику», – рассказал музыкальный руководитель пермского спектакля и дирижер Валерий Платонов.
Опера «Князь Игорь» – это музыкальная летопись своего времени, конца XIX века. Она состоит из отдельных фрагментов, которые можно сложить в любом порядке, в зависимости от замысла постановщиков. Пермские постановщики убеждены, что осмысление «Князя Игоря» будет продолжаться еще долгое время, скорее всего, завершенной редакции этой оперы никогда не будет.
Мастер исторического театра эпохи барокко, режиссер Сигрид T'Хуфт стремилась воссоздать атмосферу оперного театра XIX века, но глазами нашего современника – человека, живущего в XXI веке. Художник Штефан Дитрих уже сотрудничал с Пермской оперой в постановке Сosi fan tutte Моцарта. Сценический дизайн «Князя Игоря» привязан к описаниям из оригинального либретто.
Главные партии в спектакле исполняют: солист Пермского оперного Александр Погудин и солист Мариинского театра Сергей Мурзаев исполнят роль князя Игоря, партии княжны Ярославны полнят пермские сопрано Надежда Бабинцева и Лариса Келль. Лирическую влюбленную пару молодого княжича Владимира Игоревича и ханской дочки Кончаковны сыграют Борис Рудак и Валерия Пфистер («Новая опера»), а также Артем Голубев и Наталия Ляскова.
Справка
Опера «Князь Игорь» Александра Бородина повествует о неудачном походе Игоря Святославовича против половцев. Эту оперу композитор сочинял 18 лет, но завершить ее не успел: за него произведение в 1890 году дописывали Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Композиторам удалось создать подлинно русское эпическое полотно. Особую красоту опере придают ориентальные мотивы, рисующие живописные и яркие картины половецкого стана.