В пятницу, 29 января, национальная Академия кинематографических искусств и наук России вручала премию «Золотой орел». Документальная работа пермского режиссера Павла Печенкина «Варлам Шаламов. Опыт юноши» победила в номинации «Лучший неигровой фильм».
Всего по итогам года экспертный совет рекомендовал для голосования 52 полнометражных игровых фильмов; 29 неигровых лент; 15 мини-сериалов (до 10 серий включительно) и 13 сериалов (10 и более серий) из премьер сезона 2014-2015 гг; 29 анимационных фильмов и 26 игровых зарубежных кинокартин в российском прокате.
После первого тура голосования в шорт-лист премии «Золотой орел» за 2015 год вошли 5 полнометражных фильмов, 3 мини-сериала и 4 телесериала, 3 зарубежных ленты, 3 мультфильма и 3 неигровых картины.
Таким образом, у пермяка Павла Печенкина и его документальной работы «Варлам Шаламов. Опыт юноши» в соперниках оказались воронежские режиссеры Анна и Галина Евтушенко с фильмом «Лев Толстой и Дзига Вертов: двойной портрет в интерьере эпохи», а также краснодарец Валерий Тимощенко с работой «Не стреляйте в оператора!».
В итоге российские киноакадемики присудили «Золотого орла» Павлу Печенкину. Эта награда стала прекрасным подарком пермскому режиссеру, который 24 января отметил свое 60-летие.
Фильм «Варлам Шаламов. Опыт юноши» рассказывает о пребывании писателя Варлама Шаламова в заключении в Вишерлаге (Вишерский исправительно-трудовой лагерь в Пермской области). Автор сценария – историк, директор АНО «Пермь-36» Виктор Шмыров. В своей картине Павел Печенкин использовал уникальные материалы – фрагменты картины «Соловки», снятой в 1928 году, в то время, когда Шаламов и попал в лагерь, а также фотоснимки из архива ГПУ, которые использовались руководством лагеря для отчетов о процессе возведения целлюлозно-бумажного комбината. На одной из фотографий изображен и сам Варлам Шаламов, что подтвердила судмедэкспертиза.
«Тема меня захватила, когда я увидел фотографии в книге «Хрупкая летопись», изданной Красновишерским архивом. Я понял, что у меня в руках материал, из которого можно сделать фильм. Ценность снимков в том, что они аутентичные, из того времени. Фотографии, кстати, очень хорошего качества. Больше всего меня поразили лица людей. Сейчас таких лиц нет», – рассказал режиссер.
Ранее за свою работу Павел Печенкин также получил главный приз в номинации «Лучший неигровой фильм» на фестивале «Литература и кино-2015» в Гатчине, главный приз на международном кинофестивале «Сталкер-2014» и премию Пермского края в сфере культуры и искусства. Кроме того, эта кинолента, по мнению кинокритиков, вошла в ТОП-20 самых лучших документальных фильмов России, созданных в 2014 году.
Справка
Павел Печенкин известен как автор сценария и режиссер десятков документальных картин. По его инициативе и под его руководством в Перми была создана одна из первых независимых киностудий в СССР «Новый курс» (1987 год). Он является президентом и основателем Международного фестиваля нового документального кино «Флаэртиана» (1995 год). Печенкин также придумал проект по реализации образовательных и просветительских кинопрограмм «Пермская синематека» (2005 год).
Сейчас он – генеральный директор Госкиноцентра «Пермкино» и руководитель мастерской режиссуры кино ПГИК, член Правления Союза кинематографистов России, академик общественной российской киноакадемии «Ника», председатель Национальной Ассоциации кинофестивалей, член экспертного Совета Федерального агентства по культуре и кинематографии, член Правления гильдии неигрового кино и телевидения.
Павел Печенкин – лауреат и участник международных фестивалей в Локарно (Швейцария), Лондоне, Амстердаме, Дьере (Венгрия), Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Люссасе (Франция) и др.