Отрицание и нейтральное отношение к идеологии чайлдфри выявили в молодежной среде ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). Результаты исследования опубликованы в научном издании Master’s Journal.
Чайлдфри (childfree) в переводе с английского языка – свободный от детей. Идеология добровольного отказа от деторождения стала популярной в России относительно недавно и, как отмечают специалисты, пока слабо изучается в регионах.
Феномен чайлдфри рассматривался на примере молодежи Перми в аспекте пола, возраста, информированности, значимых ценностей респондентов, а также наличия и отсутствия у них детей.
Фокус-группа – мужчины и женщины 18-30 лет, из них не имеют семьи – 71,1%, женаты/замужем – 28,9%, бездетные – 82,2%, есть дети – 17,8%.
Так, по результатам анкетирования, о чайлдфри знают 77,8% опрошенных из них 46,7% – имеют полное представление, 31,3% – частичное, 22,2% – не знают ничего. О существовании этого общественного движения в России известно только 24,4% респондентов, а 75,6% не владели информацией.
В разрезе половой принадлежности опрос показал, что нейтрально оценивают сознательный отказ от детей 64,3% женщин и 76,4% мужчин, отрицают – 7,1% женщин и 11,8% мужчин. Положительная оценка чайлдфри среди женщин встречается в 3 раза чаще, чем среди мужчин – 28,6% и 11,8%, соответственно.
Результаты в возрастных группах:
· 18-22 лет – 60% нейтральное, 36% – положительное, 4% – отрицательное отношение;
· 23-26 лет – 92,3% нейтральное, 7,7% – положительное, 0% – отрицательное отношение;
· 27-30 лет – 57,1% нейтральное, 0% – положительное, 42,9% – отрицательное отношение.
Среди значимых ценностей участники опроса наиболее часто называли семью (дети, родители) – 82,2%, работа/карьера/самореализация – 64,4%, деньги/материальное благополучие – 51,1%, любовь – 51,1%. Наименьший показатель – 2,2% у ответов вера/духовность и патриотизм.
В вопросе готовности поддержать идею чайлдфри 46,7% респондентов ответили «нет, не готов», 42,2% – «мне безразлично».
По итогам анализа всех показателей специалисты кафедры «Социология и политология» гуманитарного факультета ПНИПУ констатировали, что отношение молодежи к явлению чайлдфри в большинстве случаев нейтральное либо отрицательное и только малая часть опрошенных выразила готовность поддержать добровольный отказ от рождения собственных детей. Исследователи также отметили: чем выше возраст респондента, тем ниже доля положительного отношения и выше доля отрицательного отношения к чайлдфри. Соответственно, говорить о масштабном вхождении этой субкультуры в жизнь молодых людей пока рано.
В России вопрос сознательного отказа от деторождения периодически обсуждается профессиональным сообществом в контексте реализации нацпроекта «Демография». Осенью прошлого года специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и АНО «Национальные приоритеты» в докладе «Российская семья: как сохранить традиции и обрести новые смыслы» также подчеркнули, что стратегия чайлдфри в нашей стране не слишком распространена и серьезно не влияет на демографические процессы. По мнению экспертов, сегодня бездетность вне зависимости от ее причин в России всё больше признается обществом легитимной , но на уровне индивидуальных решений добровольный отказ от деторождения по-прежнему выглядит маргинальным.