В ближайшее время общественно-консультативный совет Пермского УФАС рассмотрит конфликт на рынке межмуниципальных и пригородных пассажирских перевозок, связанный с конкурсами, объявленными краевым Минтрансом.
Конкурс на право получения свидетельств на осуществление перевозок по межмуниципальным маршрутам в Пермском крае был объявлен в июле. Вся маршрутная сеть Прикамья была поделена на 6 лотов (в каждом лоте – от 28 до 66 маршрутов). Конкурс сразу же вызвал неудовольствие многих игроков рынка пассажирских перевозок.
Во вторник, 2 августа, пермское УФАС России признало обоснованными 6 из 9 жалоб перевозчиков, поступивших в ведомство. По мнению антимонопольщиков, своими действиями краевой Минтранс нарушил части 1, 2 и 3 статьи 17 «Закона о защите конкуренции».
Комиссия Пермского УФАС России не получила от Минтранса удовлетворительных объяснений по поводу целесообразности объединения маршрутов в такие крупные лоты. Причем подобное деление полностью исключало возможность участия в конкурсах представителей малого бизнеса. В частности, один из заявителей предоставил в надзорное ведомство аналитическую справку, согласно которой он должен был потратить 304 миллиона рублей на покупку новых автобусов, чтобы только получить возможность подать заявку на конкурс.
Кроме того, конкурсная документация содержала не предусмотренные законодательством РФ основания для отказа в допуске к участию в торгах (в частности, отсутствие опыта работы). Также конкурсная документация не позволяла точно определить количество автобусов, необходимых для перевозки пассажиров.
В результате антимонопольная служба выдала краевому Минтрансу обязательное к исполнению предписание об аннулировании торгов по всем шести лотам.
«Причиной отмены торгов по всем шести лотам стали существенные нарушения, допущенные Минтрансом при формировании конкурсной документации. Минтранс объединил в один лот маршруты, совершенно не связанные между собой ни технологически, ни географически, ни функционально. Это могло привести к существенному ограничению конкуренции на торгах. Фактически краевые перевозчики, много лет добросовестно обслуживавшие два-три маршрута, оказались «отрезаны» от торгов», – заявил и.о. заместителя руководителя Пермского УФАС России Александр Плаксин.
Позднее в интервью «Коммерсанту» он отметил, что в ближайшее время состоится общественно-консультативный совет, куда будут приглашены и перевозчики, и представителм Минтранса, «чтобы совместно обсудить подходы к формированию конкурсной документации, чтобы новая процедура устроила всех — и с точки зрения прозрачности, и с точки зрения подходов к конкурентной борьбе».
Справка
Пермское УФАС России признало обоснованными жалобы от 6 перевозчиков: ОАО «Добрянское АТП», ОАО «Управление технологического транспорта», ООО «Междугородние автобусные перевозки», ОАО «Кунгурская автоколонна», ООО «Компас», ИП Гимадиев. Необоснованными были признаны жалобы от ИП Бобрина, МУП «Куединское АТП» и МУП «АТП № 2 г. Березники».