В своем рабочем блоге на сайте «Открытый регион» министр образования и науки Прикамья Раиса Кассина рассказала об итогах годового мониторинга за соблюдением прав человека в 14-ти региональных школах. По ее оценке, у педагогов недостаточно знаний в этой области.
Целью мониторинга было не только определение уровня знаний школьников и учителей о правах человека, но и выяснение причин наиболее распространенных случаев их нарушения.
Опрос показал, что основными источниками знаний о правах человека в школе являются уроки права и обществознания (94,2% от общего количества опрошенных), интернет (80,4%), СМИ (65,3%) и учебники (59,1%). Последний раз подобный мониторинг проводился в регионе 10 лет назад.
В результате опросов выяснилось, что 90% школьников и 88% педагогов считают, что в их учебных заведениях созданы все возможности для получения информации о правах человека (ранее так отвечали 83% учащихся и 71% учителей). Однако участники фокус-групп отметили барьеры, которые мешают ученикам посещать отдельные занятия: «недопуск» к урокам и отсутствие некоторых предметов в школьной программе на протяжении длительного времени.
При этом респонденты отметили, что за последние 10 лет к лучшему изменилась ситуация, связанная с безопасностью в школах, в частности, появились охранники, которые ограничивают посещение учебного заведения посторонними лицами. Но родители обратили внимание на то, что значительную часть рабочего дня в школах нет медиков.
Опрошенные указали на положительную динамику в ситуации с психологическим и физическим насилием над учениками. Подобные случаи отмечены как «единичные». Более 70% школьников и 80% учителей определили принципы общения внутри образовательного учреждения как «уважение и сотрудничество», и лишь 6% учеников и 4% педагогов считают, что их основа – это «подчинение и принуждение».
В целом мониторинг выявил ряд проблем с соблюдением прав человека в школе. Значительная часть нарушений связана с недостатком знаний о правах человека у педагогов, а также нехваткой у них тех навыков, которые позволяют решать задачи воспитания и образования, не нарушая права человека.