Сегодня, 14 июня, отмечает 60-летие одна их самых любимых актрис российского кинематографа, знаменитая «Зимняя вишня» – Елена Сафонова.
Елена Сафонова родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде, в семье известного актера Всеволода Сафонова и режиссера «Мосфильма» Валерии Рублевой.
Елена Сафонова только с третьей попытки стала студенткой ВГИКа, а между поступлениями работала библиотекарем. Отучилась в Институте кинематографии два года, уехала в Ленинград, где в 1981 году окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Рубена Агамирзяна). В том же году стала актрисой Театра имени Комиссаржевской, где проработала всего один сезон. После этого в репертуарном театре Сафонова уже не служила, хотя неоднократно блистала в антрепризных постановках. Среди них – роль в комедии «Плачу вперед!» по пьесе Натальи Птушкиной (театр «Амфион»), за которую актриса получила театральную премию «Чайка-99», в спектакле «Девичник» (по пьесе Лоры Каннингем «Прекрасные тела»), созданном продюсерской компанией «Независимый театральный проект». Неоднократно была занята в спектаклях московского LA’ТЕАТРа – «Стеклянная пыль» по пьесе Ганны Слуцки, «Опасные связи» по роману Шодерло де Лакло, «Слухи» по пьесе Нила Саймона, «Свободная любовь» по пьесе Леонарда Герше «Эти свободные бабочки». Кроме того, Сафонова играла Марину Цветаеву в парижском «Театре 13».
Широкая популярность пришла к Елене Сафоновой благодаря ее ярким киноработам: она снялась более чем в 70 лентах, но до сих пор визитной карточкой актрисы является роль Ольги из «Зимней вишни», снятой в 1985 году Игорем Масленниковым.
В кино она дебютировала еще 10-классницей, сыграв в фильме Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу» (1974). Первая главная роль – Саломея Крушельницкая в биографической картине Олега Фиалко «Возвращение Баттерфляй» (1982), затем – Софьи Ковалевской в трехсерийном одноименном телефильме Аян Шахмалиевой (1985). С 1986 года Сафонова стала актрисой киностудии «Мосфильм» и снялась в фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается», а через год сыграла вместе с Марчелло Мастроянни в советско-итальянском фильме «Очи черные» (1987, режиссер Никита Михалков). За эту работу актриса была отмечена престижным призом «Давид Ди Донателло» (Италия, 1988).
«Роль в фильме «Очи черные» с Марчелло Мастрояни была ею сделана гениально. Елена сильная актриса и с годами эта сила не уходит, она не сиюминутна, не модное веяние, она нужна всегда, о ней преступно забывать. Сейчас ее можно увидеть в сериалах. Ну, мы все, чтобы не забывать профессию, находимся в этой тарелке, но у нее еще может быть много хороших работ, если кино повернется к ней лицом. Я ей искренне желаю ролей, в которых она сможет раскрыться с неожиданной и для зрителя, и для себя стороны», – считает актер Владимир Симонов.
Выйдя замуж за актера Самюэля Лабарта, до 1997 года Сафонова жила в Париже и снималась во французских фильмах («Аккомпаниаторша», «Мадемуазель О.», «Женщина на ветру», «Ветер с востока»). С 1992 по 1997 годы она работала одновременно во Франции и в России. Среди удачных работ этого периода следует отметить роль в картине «Музыка для декабря» (1995, режиссер Иван Дыховичный), «Президент и его женщина» (1996, режиссер Елена Райская), «Принцесса на бобах» (1997, режиссер Виллен Новак), «Женская собственность» (1999, режиссер Дмитрий Месхиев).
За роль Веры в картине «Президент и его женщина» Елена Сафонова получила премии «Ника» и «Киношок», а за роль Нины Шереметьевой в фильме «Принцесса на бобах» – премии Сочинского кинофестиваля и фестиваля актеров кино «Созвездие».
В 2011 году Елена Сафоновой было присвоено звание заслуженной артистки России.