19 октября 2016 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная проблемам лекарственного обеспечения больных с множественной миеломой (раком крови) и экстренной помощи этой категории пациентов.
Медицинские эксперты, представители Общественной палаты РФ, пациентских организаций обсудили с журналистами острые вопросы жизненно необходимого лекарственного обеспечения пациентов с редким онкогематологическим заболеванием – множественной миеломой и пути решения данной проблемы на федеральном уровне.
По данным президента Национальной Ассоциации организаций больных редкими заболеваниями «Генетика» Светланы Каримовой, инновационные препараты последнего поколения для лечения наиболее тяжелой формы заболевания – рецидивирующей и рефрактерной множественной миеломы – не были включены в список ЖНВЛП на заседании профильной комиссии Минздрава РФ, которое состоялось в начале сентября.
Представителям СМИ зачитали Открытое письмо Национальной Ассоциации организаций больных редкими заболеваниями «Генетика» президенту Российской Федерации Владимиру Путину, в котором пациенты просят главу государства обратить внимание на проблемы доступности жизненно необходимой терапии больным с множественной миеломой и дать поручение Правительству РФ разобраться в сложившейся ситуации.
«В настоящее время в России порядка 6000 пациентов с множественной миеломой, с тяжелой формой заболевания, для которой необходимы препараты нового поколения, так называемая 3-я линия терапии, около 560 пациентов. Не включить в список данные препараты означает лишить этих людей шансов продлить жизнь», — констатировала Светлана Каримова.
Множественная миелома – тяжелое онкологическое заболевание лимфатической и кроветворной ткани, составляющее 12% в структуре злокачественных новообразований лимфатической и кроветворной ткани. Около 50% больных на момент постановки диагноза – люди активного, трудоспособного возраста, пик заболеваемости приходится на 50-60-летний возраст.
«В настоящее время заболевание, к сожалению, неизлечимо, и самая главная задача врачей – продление ремиссии наших пациентов», — отметил Станислав Бессмельцев, заместитель директора Российского научно-исследовательского института гематологии и трансфузиологии, д.м.н., профессор. Успехи отечественного здравоохранения в борьбе с множественной миеломой, напрямую связаны с тем, что передовые технологии, появившиеся на рубеже 2000 гг. стали доступны российским пациентам и врачам в рамках государственной программы «Семь нозологий». «Если раньше мы использовали химиотерапию, и продолжительность жизни больных составляла 3-4 года, то сейчас она выросла вдвое, есть случаи, когда мы контролируем заболевание и 10, и 15 лет», — рассказал эксперт.
По его словам, российские врачи используют все имеющиеся у них возможности, чтобы помочь пациентам и вывести их в максимально длительную ремиссию, но достигли определенного предела: 30-40% больных достигают ремиссии на терапии препаратами первой линии, порядка 30-40% не отвечают на лечение, и их переводят на препараты второй линии терапии, когда снова можно добиться ремиссии, к сожалению, тоже ограниченной во времени. И вот дальше возникает проблема…
«Сегодня появилось перспективное лечение – препаратами нового поколения, третьей линии терапии, которое может помочь тем, кому другие препараты уже не помогают. В нашей клинике есть опыт работы с этими препаратами в рамках международных клинических исследований. Оно позволяет добиться ремиссии даже у тяжелых больных», — рассказал Владимир Воробьев, заведующий отделением гематологии ГКБ им. С.П. Боткина, к.м.н.
«Первые препараты для лечения множественной миеломы появились в 1999 году, прошло всего 17 лет, и мы видим сегодня такой прогресс – новый класс препаратов способен продлить жизнь больному не на месяцы, а на годы. Если у нас появится возможность лечить новейшими препаратами, мы сможем добиться перевода заболевания в хроническую форму», — поддержал коллегу Станислав Бессмельцев.
Лечение новейшими препаратами дорогостоящее, и без господдержки будет практически недоступно в большинстве городов страны. Стоимость лечения инновационными препаратами третьей линии терапии, по оценкам экспертов, может составлять несколько сотен тысяч рублей за 1 курс. Очевидно, что оплачивать такое лечение из собственных средств смогут лишь единицы.
Председатель Межрегиональной общественной организации инвалидов-нефрологических и трансплантированных пациентов «Новая жизнь» Ирина Христова рассказала присутствующим о том, с чем сталкивается тяжелый онкогематолгический больной, проходящий лечение химиотерапией. Наступает неконтролируемое прогрессирование заболевания с тяжелейшими осложнениями: переломы костей, грозящие полной обездвиженностью, отказывают почки. Серьезные дорогостоящие осложнения, требующие диализа, оперативных вмешательств и лечения инфекций тяжелым бременем ложатся на региональные бюджеты, поэтому пациентские организации видят выход в том, чтобы включить зарегистрированные на территории РФ препараты третьей линии терапии для множественной миеломы в федеральные программы лекарственного обеспечения.
Также пациенты предлагают объединить усилия по созданию прозрачного национального медицинского регистра пациентов с возможностью своевременного отслеживания ответа на терапию и последующего прогнозирования и моделирования расходов в течение болезни.
«Общественная Палата РФ проведет слушания по данному вопросу и обязательно обратится в Минздрав России с просьбой обратить внимание на ФРФ препараты третьей линии терапии для пациентов с множественной миеломой и пересмотреть свое решение, чтобы в конечном итоге жизненно важные для них инновационные препараты были включены в Перечень ЖНВЛП и стали им доступны», — заверила Диана Гурцкая, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по поддержке семьи, детей и материнства, заслуженная артистка России.
В «Деловой России» также считают, что сложившаяся ситуация требует особого внимания. Вкладывая огромные средства в разработку препаратов от редких заболеваний, производители идут на риски, так как государство отказывается обеспечить доступность этих препаратов конечному потребителю, прокомментировала вице-президент организации Татьяна Минеева. «Ввиду последних изменений в законодательстве в государственные ограничительные перечни могут быть включены препараты, имеющие два цикла производства в России, — отметила г-жа Минеева. – Препараты, о которых сегодня идет речь, локализованы в России».