Пермский театр оперы и балета представляет мировую премьеру новой постановки оперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» (1958) с прологом и эпилогом Владимира Горлинского (2023). Спектакль, над которым работают режиссер Дмитрий Волкострелов, дирижер Владимир Ткаченко и певица Надежда Павлова, будет впервые показан 21 и 22 октября.
С тех пор как в 1930 году пьеса Жана Кокто была впервые сыграна на сцене «Комеди Франсез», «Человеческий голос» разносится без перерывов — со сцен, телеэкранов и по радиоволнам, в исполнении Анук Эме, Лив Ульман, Анны Маньяни и Ингрид Бергман. «Человеческий голос» — роль для выдающихся актрис, а с 1958 года, когда Франсис Пуленк сочинил на текст Кокто главную монооперу мирового репертуара, — еще и для выдающихся певиц: первая в сезоне 2023/24 премьера Пермской оперы станет бенефисом Надежды Павловой.
Под управлением дирижера Владимира Ткаченко партитура Пуленка прозвучит в спектакле в обрамлении пролога и эпилога, написанных лидером новой русской музыки Владимиром Горлинским (р. 1984) специально по заказу театра. Композитор вступает в диалог с музыкой Пуленка, работая в тесном соавторстве с режиссером и дирижером над созданием единого театрального и музыкального целого. Режиссер Дмитрий Волкострелов рифмует «Человеческий голос» с другой легендарной монодрамой ХХ века — пьесой Франца Ксавера Крёца «Концерт по заявкам» (1972), обнаруживающей ряд смысловых перекличек с оперой Пуленка и пьесой Кокто.
Владимир Ткаченко, дирижер-постановщик:
— «Человеческий голос» принято называть монооперой — и это не совсем верно: партитура Франсиса Пуленка написана так, что оркестр становится полноправным участником драмы. Композитор закрепляет за ним сразу несколько ролей: это и невидимый собеседник главной героини — тот самый, что до конца спектакля остается по ту сторону телефонного провода, и ее альтер эго, и чуткий комментатор действия. Оркестр создает пространство оперы Пуленка со всем его психологическим, эмоциональным многообразием — в диапазоне от бытового до трагического. Когда в «Человеческом голосе» на сцену выходит Надежда Павлова, то между сценой, оркестровой ямой и зрительным залом образуется такой сгусток энергии, что кажется, еще чуть-чуть — и он разнесет все вокруг в клочья.
Владимир Горлинский, композитор:
— «Человеческий голос» абсолютно самодостаточен по форме и как будто не нуждается в каких-то внешнихнадстройках. Именно это помогло мне найти наиболее, кажется, подходящую стратегию взаимодействия с первоисточником — остранение, взгляд со стороны. В опере Пуленка сквозит неприкрытая драма — из сегодняшнего дня было интересно отступить на несколько шагов назад, чтобы попытаться увидеть различные ее проекции. При этом в моей партитуре нет прямых цитат из музыки Пуленка — в прологе и эпилоге я словно бынакидываю на нее собственную смысловую сеть. Мы попадаем на территорию «Человеческого голоса» через неожиданные двери, исследуем ее нехоженые тропы.
К премьере спектакля приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» — публичной программы Пермского театра оперы и балета. 9 октября его откроет паблик-ток с композитором Владимиром Горлинским (культурное пространство «Часовой завод», ул. Чернышевского, 28; начало в 19:00), 20 октября продолжит лекция известного театроведа Александра Чепурова «Метафизика души и «Человеческий голос» Кокто/Пуленка» (Центр городской культуры, ул. Пушкина, 15; начало в 19:00), а 21 октября программу завершитлекция Кристины Матвиенко «Театр и кино: слияние и поглощение» (Пермский театр оперы и балета, ул. Петропавловская, 25а; начало в15:00). События «Лаборатории современного зрителя» проходят при поддержке компании СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».
Над премьерой работают:
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Владимир Ткаченко
Режиссер-постановщик, сценограф: Дмитрий Волкострелов
Художник по костюмам: Сергей Илларионов
Художник по свету: Алексей Хорошев
Художник по видео: Игорь Домашкевич
Хормейстеры-постановщики — Екатерина Антоненко, Вячеслав Козленко
Возрастная категория 16+