3 декабря под его управлением пройдет очередной премьерный показ спектакля «Человеческий голос» с Надеждой Павловой, а 24 декабря новый главный дирижер встанет за пульт Новогоднего концерта Пермской оперы.
Сотрудничество дирижера Владимира Ткаченко с Пермским академическим театром оперы и балета им. П. И. Чайковского началось в сезоне 2019/20. За последние годы Ткаченко выступил дирижером и музыкальным руководителем многих знаковых проектов театра, зарекомендовав себя одним из ведущих отечественных исполнителей новой волны. В марте 2022-го Ткаченко продирижировал спектаклем «Дон Жуан» Марата Гацалова по опере Вольфганга Амадея Моцарта, ставшего визитной карточкой обновленной Пермской оперы — конкурсный показ, проходивший в рамках фестиваля «Золотая Маска», транслировался на международную аудиторию в прямом онлайн-эфире порталом TheatreHD.
Осенью 2022 года обширный диапазон творческих интересов Владимира Ткаченко обозначил проект «Севагин/ Самодуров/ Пимонов», в котором он выступил дирижером-постановщиком: спектакль, объединивший музыку Антонио Вивальди с мировыми премьерами двух лидеров современной российской композиторской сцены — Владимира Раннева и Антона Светличного, стал важным событием российского балетного сезона 2022/23. После премьеры спектакля критика особенно выделяла театральное чутье дирижера, умение добиваться слияния музыкального и сценического текста: «Жизнь в балете мчится не останавливаясь, стоящий за пультом Владимир Ткаченко разгоняет оркестр до космических скоростей — и на каждый звук у Севагина есть полный легкой иронии пластический ответ», — писал журнал «Музыкальная жизнь». Эта работа принесла Владимиру Ткаченко сразу две номинации на Национальную театральную премию «Золотая Маска» — за спектакли Ultima Thule и «Арктика».
Первой премьерой Пермской оперы в сезоне 2023/24 стал спектакль «Человеческий голос», в котором Владимир Ткаченко работал с примой театра Надеждой Павловой. Мировая премьера проекта, в котором легендарная партитура Франсиса Пуленка была обрамлена прологом и эпилогом композитора Владимира Горлинского, написанного специально по заказу театра, получила высокую оценку зрителей и критики: газета «Коммерсантъ» отмечала, что «оркестр Пермской оперы, ведомый дирижером Владимиром Ткаченко, стал полноправным участником драмы», а «Независимая газета» особенно подчеркивала, что «деликатность, с которой Владимир Ткаченко выстраивает мостик между новой музыкой (и мастерство, с которым оркестр ее исполняет) и Пуленком, между оркестровой тканью и солисткой, несомненно заслуживает самой высокой оценки».
Анна Волк, генеральный директор Пермского театра оперы и балета:
— Мне кажется глубоко символичным тот факт, что начало работы Владимира Ткаченко в Пермской опере совпало с периодом «перезагрузки» театра, активного обновления сценического и концертного репертуара. С самого начала было понятно, что ДНК дирижера и театра совпали — в интересе к новому репертуару, к неожиданным программным ходам, к диалогу музыки и сцены: об этом свидетельствует единодушное признание и публики, и коллег, и профессионального сообщества. Теперь Владимир Ткаченко продолжит сотрудничество с Пермской оперой в новом качестве — для меня это в первую очередь значит то, что театр продолжит двигаться к новым художественным рубежам.
Владимир Ткаченко (*1983)
В 2007 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, класс альта Алексея Людевига, и поступил в аспирантуру консерватории, класс Александра Рихтера. Стажировался в Университете Северной Айовы (США, 2009) под руководством Джулии Буллард и в Струнной академии Нидерландов (2010), в классах Стефана Метца и Марка Данеля. Продолжил обучение в направлении дирижерской деятельности: в 2014—2015 в Академии музыки и театра ADADS (Пьяченца, Италия), класс Марко Беретта; в 2016-м — у профессора Берлинской консерватории Фреда Буткевица. Был стипендиатом Правительства Российской Федерации.
В 2009 году присоединился к национальному ансамблю «Солисты Киева» и вошел в состав струнного квартета Collegium. В 2011 году стал солистом оркестра Бурятского академического театра оперы и балета им. Г. Ц. Цыдынжапова (Улан-Удэ) с совмещением позиции ассистента главного дирижера театра. Спустя год был назначен дирижером театра. В 2013 году при поддержке Министерства культуры Республики Бурятия создал Молодежный камерный оркестр Республики Бурятия. В 2015—2019 был дирижером Бурятской государственной филармонии.
С сезона 2019/20 — концертмейстер группы альтов и дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского.
Сотрудничал с такими оркестрами, как «Солисты Москвы», «Новая Россия», Симфонический оркестр Мариинского театра (Приморская сцена), Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, Камерный оркестр Минской филармонии, камерный оркестр «Берлинская Камерата», Камерный оркестр Монгольской филармонии, Камерный оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии, камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», Симфонический оркестр Томской государственной филармонии, Симфонический оркестр Сочинской государственной филармонии и др.
Выступления Владимира Ткаченко записаны для радио- и телеархива. Музыкант также принимал участие в записи двух CD — с камерным оркестром Санкт-Петербургской академической филармонии и Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича.