В эти выходные, 30 и 31 января в Пермском академическом Театре-Театре состоится сразу две премьеры. На большой сцене свою версию классической пьесы А. Островского «Таланты и поклонники» (16+) представит главный режиссер Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Марат Гацалов, а зрители малой сцены смогут познакомиться с работой одного из самых неординарных молодых режиссеров России Андрея Стадникова – спектаклем «Сатурн» (16+).
• Премьера «Таланты и поклонники» 16+
Неоднократный номинант и лауреат премии «Золотая Маска», инициатор и руководитель театральных лабораторий, в настоящее время – главный режиссер Пермского академического театра оперы и балета им. Чайковского Марат Гацалов представит свое прочтение знаменитой пьесы А. Островского, вскрыв неочевидную актуальность текста, которому в этом году исполнилось 140 лет.
В команде с Гацаловым – один из самых неординарных, авангардных российских композиторов Сергей Невский, лауреат премии «Золотая Маска» художник Лёша Лобанов, дважды номинант на «Золотую Маску» художник по свету Илья Пашнин; над видеоконтентом работали Петр Марамзин и Марк Букин. В актерском составе «Талантов и поклонников» – Вера Макаренко (приглашенная актриса), Евгения Барашкова, Наталья Макарова, Илья Линович, Михаил Чуднов, Александр Гончарук, Марк Букин, Анатолий Смоляков, Сергей Семериков, Марат Мударисов, Иван Вильхов. В спектакле заняты музыканты оркестра Театра-Театра и хор «Kama cantabile» (ГБПОУ «Пермский музыкальный колледж», отделение «Хоровое дирижирование», руководитель хора – Лариса Юркова). По задумке постановщиков, своя, особая территория внутри премьеры будет также отведена блогерам.
Что ждет зрителей? Деконструкция, переосмысление архаичного театра Островского, на которую будет работать и сценография, и музыка, и видеоконтент, и особенное актерское существование. История молодой актрисы Негиной и ее поклонников развернется на фоне закрытого наглухо железного занавеса, на обломках театра, в эту самую секунду уходящего в прошлое. Границы между «тогда» и «сейчас», сценой и залом, актерами и зрителями, живой игрой и видео будут разрушены, чтобы включить классический сюжет в современный контекст и увидеть в нем глубинное, вневременное содержание.
• Премьера «Сатурн» 16+
«Сатурн» – спектакль про время и власть, рассчитанный на вдумчивого, размышляющего зрителя от команды масштабного проекта «Родина» (Центр им.В.Мейерхольда), ставшего лауреатом «Золотой Маски»-2019 за «Эксперимент, ставший открытием»: Андрей Стадников – текст, действие; Ваня Боуден – пространство; Дмитрий Власик – движение, музыка; Шифра Каждан – костюмы, видео; Антон Астахов – свет. В основе сюжета – «Война и мир» Льва Толстого и пьеса «Анна Ивановна» Варлама Шаламова. Главный герой – старый тиран, наделенный силой вершить судьбы, но, как любой человек, подверженный смерти...
Почему премьера называется «Сатурн»? Сатурн – древнеримский бог, который отождествлялся с древнегреческим Кроносом, пожирающим своих детей. Одна из главных тем спектакля – власть и тирания в лице персоны: старый князь Болконский в «Войне и мире» – домашний тиран, следователь в пьесе Шаламова – тиран «функциональный». Оба уверены, что могут распоряжаться судьбами других людей, что мир вращается вокруг них. Параллель с планетой также уместна: кольца Сатурна как символ цикличности времени, осмыслить природу которого стремятся постановщики.
Режиссер спектакля Андрей Стадников: «Меня давно интересует тема властных фигур – Сталина, Троцкого. В «Сатурне» мы снова рассматривает тираническую модель поведения, но уже не на государственном уровне обобщения, а на семейном, человеческом. В разных текстах я искал героя, который бы олицетворял для меня домашнего тирана, и ничего лучше Николая Андреевича Болконского из «Войны и мира» не нашёл. В «Сатурне» происходит стыковка двух разных текстов: во второй части спектакля старый князь словно перерождается в следователя из пьесы Шаламова. Получается некая общая, фактически бессмертная фигура тирана. Есть ли у нее противник? Время, которое разрушает всё».
В сценографии спектакля есть несколько интересных решений, работающих на замысел. На семиметровом столе, который возглавляет тиран (заслуженный артист России Олег выходов), лежит полное собрание сочинений Ленина, подаренное Андрею Стадникову перформерами спектакля «Родина». Для «Сатурна» книги специально старили, придавая им разную степень ветхости – коллекция словно собрана из образцов разных эпох. Еще один символ времени – полотно, натянутое по задней стене: в течение всего действия оно медленно, почти незаметно движется из одной кулисы в другую. Перед зрителями прокручивается 50 метров ткани: вначале очень ветхой, фактурной, в финале – идеально белой. Это движение создает особенное ощущение времени – вязкого, по-стариковски монотонного, неумолимого. Во второй части спектакля полотно становится экраном для трансляции видео из семейных архивов актеров и постановщиков, и в пространство спектакля врывается третья эпоха: 19, 20, 21 век…
Режиссер спектакля Андрей Стадников: «Мне кажется, что наша страна во многом «зациклена» на прошлом, цепляется за былые победы и поражения и каждый раз, но в несколько другом ключе, проходит одни и те же этапы. Наш спектакль в том числе будет говорить о том, что от прошлого нужно уходить. Не забывать его, а освобождаться. Изживать, переживать, проживать – оставлять в покое. Хочется, чтобы Россия не жила прошлым, не жила имперским сознанием».
P.S.
Пермский академический Театр-Театр работает со строгим соблюдением ранее установленного стандарта безопасности, направленного на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. В здании соблюдается масочный режим, социальная дистанция, проводится бесконтактный термоконтроль, регулярная дезинфекция помещений. Зрительные залы заполняются на 50% с рассадкой в шахматном порядке.