На малой сцене Пермского академического Театра-Театра состоится премьера «Жизнь в красном цвете» (La vie en rouge) с участием звезд Пермской оперы. Впервые в России будет представлена сценическая версия двух концертных пьес Эдисона Денисова – «Голубая тетрадь» и «Жизнь в красном цвете». Показы пройдут 2, 4, 5, 7 и 8 мая.
Коллаборация авторов
Музыкальный спектакль по концертным пьесам Эдисона Денисова для меццо-сопрано, сопрано, чтеца и камерного оркестра представит коллаборация известных пермских авторов: музыкальный руководитель и дирижер постановки – заслуженный деятель искусств России Валерий Платонов, режиссер – Марк Букин, художник-постановщик – Александр Новиков, художник по свету – Пётр Стабровский, звукорежиссёр – Андрей Платонов. На сцене – камерный оркестр Пермского театра оперы и балета им. Чайковского, ведущий актер Театра-Театра Александр Гончарук и звёзды Пермской оперы – Наталья Буклага (меццо-сопрано) и Надежда Павлова (сопрано).
В основе спектакля – две концертные пьесы одного из крупнейших русских композиторов ХХ века, мастера советского авангарда Эдисона Денисова «Голубая тетрадь» (1984 г.) и «Жизнь в красном цвете» (1973 г.). Впервые в России будет представлена сценическая версия этих произведений в рамках одного проекта.
«Жизнь в красном цвете» (16+) – коллаборация Пермского академического Театра-Театра и Пермского академического театра оперы и балета. Идея соединить в спектакле две пьесы Эдисона Денисова принадлежит музыкальному руководителю постановки Валерию Игнатьевичу Платонову.
Личность и творчество Эдисона Васильевича Денисова заинтересовали Валерия Игнатьевича еще в 1989 году, когда на сцене Пермского театра оперы и балета была поставлена опера «Пена дней». Во время гастролей этой постановки в Москве дирижер лично познакомился с композитором и получил из его рук стопку партитур, в том числе – партитуры концертных пьес «Жизнь в красном» и «Голубая тетрадь». Спустя почти 35 лет мечта Валерия Игнатьевича Платонова исполнить эти произведения на пермской сцене, наконец, исполнилась:
«Мне показалось, что это может быть очень интересный эксперимент – соединить академическую музыку и возможности Театра-Театра. Мне неизвестно, чтобы кто-то когда-то исполнял «Голубую тетрадь» и «Жизнь в красном цвете» в таком сочетании и в таком жанре. Разумеется, мы не можем в полном объёме погрузиться в абсолютно театральный формат: наш спектакль – это скорее семистейдж, сделанный с концептуальной режиссурой Марка Букина, авторским светом, сценографией, очень тонкой работой со звуком. Сценическая подача помогает зрителю услышать красоту сложной музыки Эдисона Денисова и постичь глубинные смыслы текстов, которые объединены размышлением о человеческой жизни и ее конечности, о важности самосовершенствования и возвышения человеческого духа».
Сценическая версия концертных пьес
Музыка Эдисона Денисова сложна в исполнении – и непроста в восприятии: композитор звуками рисует хаос, из которого может что-то родиться. Однако пройдя через этап осознанного усилия в восприятии музыки, зрители откроют для себя её чувственность, эмоциональность и даже трепетность.
Мощное эмоциональное воздействие музыки в разы усилит камерная площадка – на «Сцене-Молот» всего 130 мест. Специально для премьеры black box трансформирован: зрительские кресла интегрированы в сценографию спектакля, и дирижер, музыканты, исполнители творят магию искусства на расстоянии вытянутой руки. Художники Александр Новиков и Петр Стабровский создали для спектакля манкий визуальный ряд, построенный на лаконичных декорациях, объектной работе со светом и видеопроекциями. Зрителей ждет не только редко исполняемая музыка, абсурдистские и тонкие тексты, но и визуально завораживающее зрелище.
У музыки в спектакле, несомненно, ведущая роль, но звучащие тексты тоже невероятно важны. Пьеса «Голубая тетрадь» написана на стихи Александра Введенского и тексты Даниила Хармса. Двух авторов объединяет сюрреалистическое осмысление реальности, когда из простых бытовых ситуаций через их абсурд высекается смысл жизни. В основе «Жизни в красном цвете» – стихи Бориса Виана, повседневная реальность которого – метро, улицы мегаполиса и атомная гонка. Эта урбанистическая реальность близка и зрителям XXI века.
Марк Букин, режиссёр спектакля: «Важный вопрос для меня в этой работе – что является ценностью. Человек – это ценность или маленькая и легко заменяемая деталь в большой системе? К сожалению, в социуме на сегодняшний день нет потребности сохранить конкретную индивидуальность, обеспечить условия, в которых она бы не стиралась, не становилась частью общего, а продолжала оставаться неповторимой. «Жизнь в красном цвете» – это мой ответ: Человек – это самое главное, это индивидуальность, которую нужно ценить и беречь».
Погружаясь в абстрактный художественный мир музыкального спектакля «Жизнь в красном цвете», зрители будут свободны увидеть собственную конкретику и найти свои личные смыслы. Они будут свободны чувствовать и размышлять.
Исполнители о спектакле
Зрители спектакля «Жизнь в красном цвете» увидят на сцене настоящих звёзд двух пермских театров, исключительных профессионалов, уникальных личностей: ведущего актера Театра-Театра Александра Гончарука и оперных певиц экстра-класса, солисток Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Наталью Буклагу и заслуженную артистку РФ Надежду Павлову. В спектакле единственный состав исполнителей:
• «Голубая тетрадь»: сопрано – Надежда Павлова, чтец – Александр Гончарук
• «Жизнь в красном цвете»: меццо-сопрано – Наталья Буклага
Пьесы звучат именно в такой последовательности, без антракта. Общая продолжительность спектакля – 1 час 10 минут. «Жизнь в красном цвете» исполняется на французском языке с субтитрами.
Для каждого из исполнителей участие в проекте стало новым опытом, экспериментом.
Наталья Буклага: «Я думала, что после оперы «Три сестры» Петера Этвёша меня ничто не удивит, но «Жизнь в красном цвете» ещё интереснее. У Эдисона Денисова совершенно особенное музыкальное полотно, очень многогранное. Там нет определенной тональности, очень интересная фактура у оркестра. В Перми уже звучала «Пена дней» этого композитора – сложная, потрясающая музыка. Две камерные пьесы Денисова, которые составляют наш спектакль, – не менее достойный музыкальный материал. К тому же он представлен не в концертном исполнении, а именно в синтетическом театральном формате.
Пермские зрители знакомы со мной в основном по классическому репертуару и еще не слышали в амплуа певицы современной музыки: я исполняла подобный материал на других площадках, в других городах – в Перми такой эксперимент впервые. Думаю, для многих будет интересно, как мой голос, голос Надежды Павловой раскрывается в сложной партитуре Эдисона Денисова. Отдельный подарок – услышать в части «Жизнь в красном цвете», которую исполняю я, тексты Виана: его поэзия многослойна, символична, в ней есть жёсткий юмор. Скажу так: это не будет просто, но это будет интересно. И это не будет обычно.
Зрители не услышат каких-то очень красивых мелодий, запоминающихся, понятных, которые хочется напевать. Но они почувствуют эмоцию, потому что музыка Денисова – рефлексирующая, вызывающая совершенно невероятный спектр чувств. И несмотря на то, что литературный источник не простой и не совсем жизнеутверждающий, спектакль дарит надежду. Человечество всегда переживает какие-то тяжелые времена, и спасает в эти периоды только жажда жизни, вера в ее торжество. Жизнь все равно побеждает, несмотря ни на что. Лично мне эта мысль помогает находить в себе силы. Надеюсь, что она поможет и зрителю, найдет отклик в его душе».
Надежда Павлова: «Не надо ждать ничего определённого, классического, того, к чему вы привыкли в оперном или драматическом театре – надо просто прийти, послушать, посмотреть. Думаю, что зрители получат интересный опыт, потому что оперные певицы будут находиться очень близко, на расстоянии вытянутой руки. Это сильное впечатление.
Музыка Эдисона Денисова и для исполнителей, и для слушателей не так проста. В «Голубой тетради» она атмосферная, немного вводит в транс, провоцирует уйти в себя. Кто-то может заснуть, кто-то будет воспринимать достаточно остро, кого-то музыка будет раздражать, но равнодушным не оставит никого. К слову, одна из наших задач – сделать сложную, необычную музыку, скажем так, убедительной, понятной для зрителя. Также важно донести тексты, в моем случае – пейзажные, атмосферные стихи Введенского. И без актерской работы здесь не обойтись.
Если описать спектакль «Жизнь в красном цвете» тремя словами, это – атмосфера, грусть, ирония. Без улыбки и ироничного отношения к происходящему жить невозможно».
Александр Гончарук: «Тексты Хармса, которые я исполняю как чтец в пьесе «Голубая тетрадь», тоже вписаны в партитуру. В спектакле всё подчинено дирижёру: я читаю «по руке» Валерия Игнатьевича Платонова. И в этом есть определённая сложность, интересный для меня опыт. В первой части спектакля у нас с Надеждой Павловой вырисовывается любопытный дуэт, своеобразный диалог театральных жанров. Когда она поёт свои арии на тексты Введенского, я заслушиваюсь!»
Музыкальный спектакль «Жизнь в красном цвете» (La vie en rouge) – непростая, атмосферная, особенная премьера с участием потрясающих исполнителей – состоится 2, 4, 5, 7 и 8 мая в 20.00 на малой сцене Пермского академического Театра-Театра (ул. Ленина, 53). Билеты в кассе Театра-Театра и на сайте teatr-teatr.com.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: на время ремонта фасада здания театра вход на спектакли «Сцены-Молот» осуществляется через центральный вход Театра-Театра.