Эксперты, работающие на месте крушения Airbus A321, считают, что лайнер разлетелся на части еще в воздухе: это доказывают обломки самолета, разбросанные на большой площади.
Похожая ситуация наблюдалась при аварии Ан-24 под Черкесском в 1997 году. Тогда причиной катастрофы лайнера назвали разрушение фюзеляжа из-за коррозии, возникшей при эксплуатации самолета в Африке. Во время техобслуживания борта эту проблему не заметили, поскольку она была скрыта в «труднодоступных зонах подпольной части фюзеляжа», и при усилении нагрузки на конструкции во время неспокойного полета Ан-24 разрушился.
Но эксперты не спешат сравнивать катастрофу самолета под Черкесском, который уже находился в достаточно изношенном состоянии, и современного лайнера, постоянно проходившего все необходимые процедуры техобслуживания. Поэтому они не исключают версию взрыва в багажном отделении. Бомба не разрушила бы воздушное судно, но привела бы к взрывной разгерметизации из-за резкого перепада давления. Похожий случай произошел в 1988 году в небе над шотландским Локерби. Тогда эксперты 3 года не могли выяснить, что же стало настоящей причиной падения лайнера Boeing 747 авиакомпании Pan American. Лишь после того, как собрали все обломки, в одном из листов обшивки обнаружили отверстие величиной с арбуз. Бомба была заложена в небольшой транзистор, который находился в багажном отделении.
Второй возможной причиной разрушения фюзеляжа Airbus A321 в воздухе эксперты считают «усталостную трещину». Как выяснили, в 2001 году, когда самолет еще не принадлежал «Когалымавиа», при посадке в Каире он ударился хвостом о посадочную полосу. Это нарушило геометрии конструкции. Все выявленные дефекты тогда устранили, но не исключено, что при ремонте могли что-то не учесть.
Третьей причиной взрывной разгерметизации мог бы стать неисправный мотор. В случае так называемого «нелокализованного разрушения турбины» оторвавшиеся от нее лопатки, по словам экспертов, вылетают наружу с такой скоростью, что режут крыло и фюзеляж лайнера как диск «болгарки».
Показания бортовых самописцев должны показать, как работали до катастрофы все системы Airbus A321 и какие действия предпринимал экипаж самолета. Возможно, причину трагедии подскажут последние минуты записи переговоров, если члены экипажа успели понять причину разрушения лайнера.
Для полноценного расследования нужно собрать все обломки и воссоздать контур Airbus A321. Только осмотр всех элементов на выкладке и проверка их на вероятное наличие следов взрывчатого вещества покажет, что именно стало причиной трагедии.
Самолет авиакомпании «Когалымавиа», летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился утром 31 октября на Синайском полуострове. На его борту находились 224 человека, в том числе 25 детей: 132 петербуржца, 46 жителей Ленинградской области, 34 жителя других регионов РФ, 4 гражданина Украины и один – Белоруссии. Все они погибли.
На месте крушения пока обнаружены останки 171 человека. Тела 144 жертв крушения доставлены в Петербург, где сегодня, 2 ноября, началась тяжелая процедура опознания. Судмедэкспертам предстоит большая работа: в связи с расследованием уголовных дел по факту крушения Airbus A321 в Египте им придется установить причину смерти каждого пассажира и подробно описать полученные травмы и ранения.
Вчера вечером, 1 ноября, в день траура, тысячи петербуржцев собрались на Дворцовой площади, чтобы отдать дань памяти погибшим в авиакатастрофе в Египте и возложили к Александровской колонны цветы, игрушки, зажгли свечи.