Во вторник, 12 апреля, депутаты ГД одобрили в первом чтении закон об ограничении деятельности коллекторов в России. Авторами документа являются председатели двух палат российского парламента — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Сергей Нарышкин, а также главы двух профильных финансовых комитетов соответствующих палат Сергей Рябухин и Николай Гончар.
На пленарном заседании ГД депутаты рассмотрели еще 10 альтернативных законопроектов о деятельности коллекторов по взысканию долгов с граждан и отношений заемщика с кредитными организациями. Все остальные документы были отклонены.
Новый закон запрещает коллекторам применять физическую силу и угрожать ее применением, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение, а также сообщать о долге третьим лицам, в том числе родственникам и сослуживцам, размещать сведения о должнике в интернете, на здании или жилом доме и совершать прочие противоправные действия. Кроме того, передача персональных данных о должнике взыскателю допускается только с личного согласия должника, зафиксированного в отдельном документе.
Коллектор может звонить должнику не чаще двух раз в неделю, а проводить личные встречи – один раз в неделю. Общение с должником запрещено: в будни – с 22:00 до 8:00, в выходные – с 20.00 до 9.00. Для связи с должником взыскатель не имеет права использовать устройства, скрывающие номер его телефона и адрес электронной почты.
Также вводится полный запрет на взаимодействие коллекторов с несовершеннолетними, недееспособными лицами, инвалидами и теми, кто находится в медицинских учреждениях. Коллекторам также запрещено общаться с должниками из-за границы, находясь вне пределов России.
Правительство в скором времени определит орган, который будет регулировать и контролировать деятельность по взысканию задолженности, а также отвечать за ведение реестра коллекторов.
Законопроект о коллекторах увеличивает в 10 раз (до 2-х миллионов рублей) штраф за нарушение регламента взаимодействия взыскателя с должником. При этом правила взаимодействия распространяются не только на коллекторов, но и на банки, микрофинансовые организации и других кредиторов.
Коллекторской деятельностью не смогут заниматься лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономики и общественной безопасности, а также руководители «с испорченной деловой репутацией». Юридическое лицо, имеющее право взыскивать задолженность, обязано заниматься этим в качестве основного рода деятельности и иметь уставный капитал не менее 10 миллионов рублей.
Должник в любой момент вправе отказаться от взаимодействия с коллектором или кредитором по истечении определенного времени с даты просрочки платежа или определить своего представителя.
По мнению председателя комитета ГД по экономической политике Анатолия Аксакова, чей комитет одобрил принятие закона в первом чтении, коллекторы должны стать консультантами заемщиков, которые помогают в возврате долгов, а не третируют людей. «Еще в 2011 году, когда проблема была еще не столь острой, я вносил законопроект о защите прав граждан при взыскании задолженности. Сейчас нужно наверстать упущенное время и добиться формирования цивилизованного рынка коллекторских услуг. Система взысканий, которая создает проблемы гражданам, нам не нужна», – отметил депутат.
Перед вторым чтением комитет ГД по финансовому рынку посоветовал дополнительно обсудить случаи, когда должником выступает ИП или у должника имеются «обязательства неденежного характера». Кроме того, комитет считает необходимым уточнить терминологию для однозначной трактовки закона, в частности, это касается таких терминов, как «долг», «должник», «взаимодействие с должником», «обязательство» и так далее.
Отметим, что проблема с коллекторами в России особенно остро встала в 2015 году, когда многие граждане потеряли часть своих доходов и оказались в затруднительном финансовом положении. По данным МВД, с января по июнь прошлого года россияне подали более 22 000 жалоб на незаконные действия лиц, называющих себя коллекторами.
И до сих пор, судя по опросу, проводимому сейчас агентством ТАСС, россияне считают, что повлиять на коллекторов можно только одним способом – «вообще запретить их бизнес». Из 16492 проголосовавших так считают 51,8%.