Наш вам совет: почаще задавайтесь вопросом почему ? Почему сегодня сын так ласков с вами? (Увидел, какое усталое у вас лицо, и пожалел; хочет обрадовать приятной новостью; хитрит, отвлекает, чтобы вы не заглянули в дневник; проводит «подготовительную» работу, чтобы о чем-то попросить; стремится загладить вчерашнюю грубость; решил стать хорошим...) Почему дочь решила пошить для соседской девочки кукольное платье? (Хочет испытать свои умения; не прочь показать соседке, какая та неумейка; стремится удостоиться похвалы, ей просто доставляет удовольствие сделать что-то своими руками; хочет порадовать подругу...). Почему сын прилагает столько усилий для сбора макулатуры? (Стремится достойно выполнить поручение любимой учительницы; боится подвести класс, который соревнуется с параллельным; хочет занять первое место среди одноклассников; стремится заслужить похвалу учительницы, высокую оценку или положительную запись в дневнике; с удовольствием освобождает от хлама балкон; хочет получить абонемент для покупки интересной книжки...). Ответы на эти и другие почету? помогут разобраться в том, что движет чувствами, мыслями и поступками родного существа — расчет, бескорыстие, доброта, чувство долга, послушание, желание реализовать себя в доступной сфере, определить меру нравственного достоинства сына (дочери), увидеть его в новом для себя свете, выяснить, к чему же он стремится — занять ли в жизни активную нравственную позицию или же обойтись выгодной позой. Хорошо бы суметь ответить на эти вопросы уже сегодня, пока ребенок достаточно мал и многое еще доступно нашим воздействиям.
К сожалению, многим из нас за повседневной суетой бывает недосуг рассмотреть истинное лицо ребенка, вовремя высветить его, назвать увиденное своими именами, определить свое отношение к нему! Как это сделать? Для начала отказаться от привычной предписанности, от того, чтобы ежедневно раздавать ребенку конкретные указания относительно того, что можно, а чего нельзя делать.. Очень важно упражнять ребенка в умении делать свободный выбор. При этом ситуация, в которой вы вначале наблюдаете, а впоследствии и упражняете сына, должна носить форму «или-или», не содержать в себе готового ответа, определенной оценки взрослого. Ребенок должен сам принять решение. Советуем проявить внимание к ситуациям общения вашего сына или дочери со сверстниками. Как они относятся к тем, кто умнее, умелее их, к тем, кто слабее, хуже учится? Отношение вашего ребенка к более сильным и более слабым партнерам по деятельности поможет выяснить, есть ли отличия в высказываниях, во взятых на себя ролях, в проявлении чувств, в поведении.
Достаточно несколько раз понаблюдать за сыном или дочерью в процессе его общения с друзьями и просто одноклассниками, чтобы открыть для себя много радующего и огорчающего. Чтобы убедить в полезности таких наблюдений, прибегнем к довольно типичным иллюстрациям того, как общаются, к примеру, младшие школьники, выполняющие совместную работу. Надеемся, что они не оставят вас безразличными, заставят о многом задуматься, высветят собственного ребенка под новым углом зрения. Нужно только, не довольствуясь внешним впечатлением, постараться вникнуть в слова, действия ребенка. Попробуем сделать так: пусть работа, которую в нашем присутствии выполняет сын со своим товарищем, будет распределена между ними несправедливо — то есть тот, кто из двоих умелее, выполняет более легкую ее часть, а более слабый — сложную.
Зачем это делать? Такой искусственный прием поставит более сильного перед необходимостью так или иначе распорядиться собой после выполнения своей части общей работы. Как он поведет себя: предложит напарнику помощь, уйдет, оставив наедине с трудностями, начнет высмеивать неумеху? Не только посторонние люди, но и вы, родители, скорее всего и предположить не сможете, как в таких случаях поступит человечек, которого вы, казалось бы, знаете, как свои пять пальцев. Одно несомненно: вас ожидают сюрпризы, а какие именно — покажет наблюдение. Предупредим вас сразу, что, к сожалению, многие дети 6—8 лет, которых нам пришлось наблюдать в подобных ситуациях, оказались далеко не лучшими друзьями. Ниже приведем выдержки из записей, сделанных нами в одной из школ Киева в процессе наблюдения за первоклассниками. Все они достоверны, более того, мы стремились передать дословно высказывания учеников.