Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Данным законом определено понятие «твердые коммунальные отходы» – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Надзор в области обращения с отходами на территории Пермского края осуществляют Управление Росприроднадзора по Пермскому краю (на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору) и Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края (на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору).
К полномочиям органов государственной власти Пермского края относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
На органы местного самоуправления возложены функции по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Также организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп
На Пермскую межрайонную природоохранную прокуратуру возложены полномочия по надзору за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользовании на территории г. Перми, Пермского и Краснокамского районов, в том числе по надзору за исполнением законодательства об отходах производства и потребления.
При реализации указанных полномочий, природоохранная прокуратура не подменяет иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Так, природоохранным прокурором принимаются меры в случаях бездействия контрольно-надзорных органов; когда причинен вред жизни или здоровью граждан, окружающей среде, или существует угроза возникновения данных обстоятельств; имеется чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера и др.
Природоохранный прокурор уполномочен приносить протест на противоречащий закону правовой акт; вносить представление об устранении нарушений закона, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии нормативных правовых актов, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов; направлять в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона; выносить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства; обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Помимо этого природоохранный прокурор информирует органы местного самоуправления и население на поднадзорной территории о состоянии законности и правопорядка в указанной сфере, проводит заседания межведомственных рабочих групп по проблемным вопросам, требующим вмешательства органов прокуратуры.
Деятельность природоохранной прокуратуры по надзору за исполнением законов об обращении с твердыми коммунальными отходами подчинена задаче обеспечения реализации положений ст. 42 Конституции Российской Федерации о праве каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».