В рамках Всероссийской акции «Музей для всех. День инклюзии» в Пермской художественной галерее состоялись несколько мероприятия для детей с нарушениями зрения.
«Прошел интересный концерт в исполнении студентов Пермского музыкального колледжа, который, в первую очередь, был подготовлен для детей с особенностями зрения – ребята могли послушать, как звучат разные инструменты, познакомиться с русским народным творчеством, а после концерта взять в руки инструменты, потрогать их, попробовать поиграть самим. Очень здорово и приятно было, когда одна незрячая 12-летняя девочка села за фортепиано и сама исполнила прекрасный номер», – рассказала ТАСС ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи, специалист по формированию доступной среды музея Ольга Гусева.
В этот день в галерее проходили и другие программы, созданные для людей с ограниченными возможностями разного возраста, в частности, экскурсии с переводчиком жестового языка. Также раздавались пособия с рельефно-графическими изображениями, напечатанными на термопринтере. С их помощью незрячие посетители музея могут знакомиться с картинами.
«В нашем музее с 2016 года действует проект «Музей ощущений» в рамках которого мы разработали 10 тактильных картин. Это рельефно-графические изображения, копии полотен из нашей коллекции, и они подобраны таким образом, что мы не просто смотрим тактильно, но вместе с незрячими людьми изучаем историю русской живописи. Первое, с чего мы начинаем, это парадный портрет XVIII века, и через разные жанры живописи – пейзажи, натюрморты, другие портреты – мы приходим постепенно к авангарду. С незрячими людьми нужно прорабатывать, проговаривать каждую вещь, каждый предмет очень подробно для того, чтобы их жизненный мир пополнялся разными предметами, и что влечет за собой, конечно же, развитие абстрактного мышления», – пояснила Гусева.
Справка
Реализация проекта «Музей ощущений» в Пермской галерее началась в апреле 2016 года с семинара-тренинга для сотрудников краевых музеев, преподавателей ГБОУ ПКУ «Школы-интерната для детей с нарушением зрения» и активистов пермского отделения общества слепых. Ведущими выступили сотрудники Эрмитажа и Музея современного искусства «Гараж», которые создали передовые программы для работы с «особенными» посетителями.
После семинара рабочая группа Пермской галереи разработала образовательную программу для слепых и слабовидящих детей. Ее цель – познакомить детей с коллекцией Пермской галереи с помощью путеводителя, содержащего рельефно-графические изображения и краткие аннотации к ним, набранные шрифтом Брайля. Основу путеводителя составили 10 разножанровых полотен, принадлежащих русским художникам XVIII-XX веков.
В Пермской галерее намерены вовлечь в программу большее количество детей из школы-интерната для детей с нарушением зрения. Также в планах – издание цикла детских сказок, сопровождающихся текстом по Брайлю и рельефными копиями иллюстраций из музейной коллекции.