23 марта Пермский театр кукол представил новую айдентику, с которой он отныне будет ассоциироваться. В презентации приняли участие: один из авторов художественной идеи дизайнер Петр Стабровский, арт-директор Музея современного искусства PERMM и консультант проекта Наиля Аллахвердиева, художник Пермского театра кукол Мария Гладких и художественный руководитель Пермского театра кукол Дмитрий Вихрецкий.
Работа над брендбуком была завершена еще в 2014 году, и нужен был только повод, чтобы представить его миру. Как отметил художественный руководитель театра Дмитрий Вихрецкий, этим моментом стал юбилей — в 2017 году Пермский театр кукол отмечает 80-летие со дня основания.
Проект айдентики театра разрабатывали дизайнер Петр Стабровский (Пермь) и руководитель Агентства «АРТполитика» Арсений Сергеев (Москва).
Петр Стабровский, дизайнер:
— В основе айдентики Пермского театра кукол лежит мобильная идея — руки, которые: создают куклу, оживляют куклу, аплодируют кукле. Руки становятся «строительным материалом» образа театра. К ним добавляются простые элементы — дуга и точки, которые используются для изображения-обозначения деталей персонажей. Главный элемент брендбука — логотип театра — образуется путем пересечения рук.
Арсений Сергеев, руководитель Агентства «АРТполитика», арт-директор проекта айдентики Пермского театра кукол:
— Все, что делается в Театре кукол, делается руками. Все куклы: перчаточные, марионетки, тростевые, планшетные и прочие — управляются руками. Отсюда смыслообразующий элемент фирменного стиля — руки творца, причем диапазон трактовок широк — от детских ладошек до рук взрослого. Этими руками можно создать великое множество разных образов.
То, как этот принцип работает в реальности, на презентации своим коротким этюдом продемонстрировали студенты кафедры режиссуры и актерского мастерства Пермского государственного института культуры, обучающиеся на курсе художественного руководителя Пермского театра кукол Дмитрия Вихрецкого.
Наряду с руками творца, в логотипе есть еще один захватывающий элемент — курсивное начертание названия театра.
Арсений Сергеев:
— Курсив, которым написано название театра, узнается и взрослыми, и школьниками — это шрифт прописей. У него в айдентике две задачи.
Во-первых, это отражение понимания заказчиком роли театр кукол, как школы зрителя. Это первый театр, с которого начинается жизнь культурного человека, вместе с которым он постепенно взрослеет и получает ключи к пониманию всего многообразия театральных форм.
Во-вторых, это смелое решение, выделяющее Пермский театр кукол среди всех других театров — ни один другой пермский театр не использует в своей айдентике курсивные шрифты. Теперь Пермский театр кукол имеет свое неповторимое лицо и узнаваемый стиль. Типографическая традиция не рекомендует использование курсивов в заголовках, однако шрифт прописи самый читаемый из курсивов, и его функция — служить узнаваемым паттерном, идентификатором Театра кукол.
Что касается цветовой гаммы, то в брендбуке проработаны сочетания базовых цветов: желтого, синего и красного характерных оттенков, наряду с черным и белым. Логотип может существовать как в цветном варианте, так и в виде только контурного начертания. Например, теплый цветной образец представляет детский репертуар, а строгий черно-белый — репертуар для взрослой аудитории.
Театр уже начал постепенно внедрять новый стиль в разных сферах своей жизни: готовы таблички для внутритеатральной навигации, в кассовом фойе висит план зала в новом оформлении, подготовлена имиджевая печатная продукция, пошиты новые костюмы капельдинеров и сотрудников гардероба.
Театр кукол стал третьим театром в Перми, представившим фирменный стиль за последние семь лет. Ранее это уже сделали Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского и Театр-Театр. Кроме них, свое представление в медиа и городской среде поменяли Пермская филармония, Библиотека Горького и Пермская государственная художественная галерея.
Консультант проекта айдентики Пермского театра кукол, арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева:
— Формирование визуального бренда и возникающие вслед за этим коммуникации — важный этап в жизни любого проекта. Пермский театр кукол, следуя примеру Театра оперы и балета, Театра-Театра, представляет новый фирменный стиль, и это доказывает, что у культурных институций города большие амбиции и они хотят быть видимыми — в городе, стране и далее везде.
Современная концепция бренда Пермского театра оперы и балета проходила обкатку в течение года. Пермскому театру кукол, вставшему на этот путь, придется быть терпеливым, настойчивым и последовательным. В основу взят расхожий для кукольных театров символ — рука, но в пермской версии она становится основой не просто логотипа, она становится основой динамической айдентики, которая развивается и создает огромное количество визуальных вариаций. Это смелое пластическое и концептуальное решение.
Конечно, мы не сразу выучим и запомним новую визуальную концепцию Театра кукол, на это нужно время, но уверенно можно сказать, что очень скоро в нашей системе ассоциаций, помимо спектаклей, появятся и образы нового фирменного стиля, которые станут узнаваемыми и яркими.
Уникальность концепции создает «живой» логотип: его можно воспроизвести на любой поверхности и в любом виде, участие в этом процессе интерпретации фирменного стиля театра доставит удовольствие и детям, и взрослым.
Этот, заключительный тезис сразу был подтвержден делом. В финале презентации всем гостям театра было предложено окунуть руку в краску и оставить на белой стене свой след для истории Пермского театра кукол.