Ларс фон Триер вновь провоцирует и делает это изощренно и изысканно, воплощая на экране барокко 21 века.
С выходом «Дома, который построил Джек» становится ясно, почему его предпоследняя картина «Нимфоманка»- это начало новой трилогии, а не продолжение старой.
Кинокритики разделяют творчество датского гения на несколько этапов. Этап номер один- фильмы «Элемент преступления», «Эпидемия», «Европа». Этап номер два - трилогия «Золотое сердце», куда входят картины «Рассекая волны», «Идиоты», «Танцующая в темноте». Заигрывание с Америкой – этап четыре, воплощается в фильмах «Догвилль» и «Мандерлей». И знаменитая, противоречивая трилогия депрессии - этап пять, начинающийся с «Меланхолии», «Антихриста» и заканчивающийся «Нимфоманкой».
«Дом, который построил Джек» рушит все теоретические построения экспертов, как одноименный герой фильма ломает свой проект на берегу реки. «Нимфоманка»- первый фильм трилогии исповеди, или трилогии искупления. А «Дом..» - второй. Кровавая, страшная, тяжелая, но гротескная картина о грехопадении. И потому - нелепая.
Триер по-Гоголевски шутит, называя своего главного героя именем самого загадочного и кровавого маньяка в истории человечества. Джек. Персонаж - клише, схема. Привычные для зрителя черты маньяков - отсутствие эмпатии, высокий интеллект, любовь к искусству и эгоцентричность перемешиваются с невротическими расстройствами. Джек- это маньяк, возведенный в абсолют, и оттого нереальный.
Триер играет отсылками к Ганнибалу Лектеру через Глена Гульдта и искусство. Но он превращает образ концептуального убийцы в пародию на самого себя. Все теоретические построения Джека о том, что убийство- это творение художника, невозможно воспринимать серьезно. Это содержание, которое утопает в форме.
Режиссер снова и снова делает реверансы Тарковскому: он уже не просто показывает Брейгеля в кадре («Меланхолия»), он делает кадры-картины. «Косарь» Эдварда Мунка – в сцене, где Джек рассказывает о лучшем переживании из детства. «Ладья Данте» Э. Делакруа в моменте, где Джек и Вердж путешествуют по аду. Но Триер- это «негатив» Тарковского. То, что у последнего добро - у Ларса условное зло. Триер идет к свету через тьму. И ведет мрачными дорогами, заставляя содрогаться и закрывать глаза.
Бесконечные обращения к Блейку и его стихотворению о тигре и агнце- это переиначивание Ницшеанской концепции сверхчеловека. У Ницше Триер заимствует два важных момента: негативное отношение к человеческой природе и переоценку ценностей.
Но для него человек- это порочное существо на всех стадиях, от верблюда, или агнца, до льва и ребенка.
« Создавать новые ценности – этого еще не может и лев: но создать свободу для нового творчества может сила его.
Завоевать свободу и поставить священное "Нет" выше долга: вот для чего нужен лев, братья мои.
Завоевать себе право создавать новые ценности – вот чего больше всего боится выносливый и почтительный дух. Поистине, грабежом, достойным хищного зверя, кажется ему все это.» («Как говорит Заратустра», Ницше).
В фильме мы видим иллюстрацию или пример преодоления «нет», но в том, что не может служить во благо человечеству. Триер смеется над Заратустрой и наивным зрителем, надеющимся, что его сейчас приведут к готовой истине.
Триер заставляет идти своей дорогой. С камушком в ботинке пробираться через чащу красивых, ранящих кустов роз, перешагивая через реки культурных отсылок. Через ужасающую исповедь главного героев фильмов «Нимфоманка» и «Дом, который построил Джек»(18+). Ждем третий фильм трилогии исповеди?