Новая постановка «У Моста» – неожиданное обращение к классике немецкого романтизма. «Крошка Цахес» – удивительная сказка из «новых времен». В ней увеличительное стекло сатиры безжалостно обличает насущные проблемы общества Германии XIX века. Герои постановки также ослеплены идеями Просвещения, как и подвержены влиянию подаренных феей волшебных чар Цахеса.
Образ главного героя, в его метафоричном обличии, можно интерпретировать по-разному. Для кого-то он результат чьей-то злой шутки, для кого-то несчастный мученик в обличии уродца, для кого-то порождение самых низших свойств общества, спровоцировавших массовый психоз, а для кого-то лишь неверное воплощение задумки феи Розабельверде. Одно остается неизменным: крошка Цахес – связующее звено двух пространств, волшебного и настоящего. Нам представлены сложные отношения фантастического и реального миров, которые в ходе действия где-то взаимопроникают, где-то противопоставляются, а местами гротескно сближаются.
Оппоненты Цахеса (Анатолий Медянцев) – Бальтазар (Василий Скиданов) и Фабиан (Альберт Шафигуллин), молодые и энергичные студенты, романтические герои, которые противостоят мощному натиску посюсторонних сил. После вмешательства фантастических персонажей они пытаются вернуть естественный порядок реальному миру, однако победить волшебное зло способно только добро из этого же волшебного мира, и результат сражения на зонтах Проспера Альпануса и феи Розабельверде становится формулой для разрешения этой запутанной истории.
Присутствие волшебного не уводит от размышлений об искаженности моральных ценностей изображенного общества. Несмотря на внешнюю псевдотерпимость героев ко всему непривлекательному, как только чары спадают, на Цахеса обрушивается волна злобы и насмешек от каждого, кто может говорить.
Для театра «У Моста» этот непростой жанр еще совсем новый. Однако режиссерские решения оставляют очень положительные впечатления: каким-то образом перед нами предстает «настоящий» карлик-уродец крошка Цахес, в середине спектакля появляется невероятное волшебное зеркало – некое экстрасенсорное окно, сквозь которое героям открывается правдивое положение дел и т.д. Принцип романтического двоемирия воплощается не только по ходу действия, но и фактически, с помощью декораций и световых решений: на заднем плане – волшебные ворота, открывающие нам то залы правителя, то имение волшебника, на переднем плане – настоящий лес, ставший местом действия роковой встречи феи Розабельверде и фрау Лизы. Итогом же становится небольшое увлекательное путешествие, в которое приглашает нас театр своим обращением к творчеству Гофмана, и определенно заслуживающее своего внимания.
Материал подготовила Анастасия Челпанова