Для того, чтоб эффективно противодействовать коррупционным преступлениям, необходимо понимать, кто выступает субъектом получения взятки и может быть привлечен к ответственности за указанное преступное деяние.
На практике больше всего дискуссий вызывает вопрос об отнесении преподавателей школ, техникумов и вузов, а также медицинских работников к категории таких лиц, которые могут быть привлечены к ответственности как должностные лица, получившие взятку.
Субъект получения взятки – это лицо, которое временно, постоянно или по специальному полномочию выполняет административно-хозяйственные или организационные функции в государственных органах, муниципальных и государственных учреждениях, органах местного самоуправления или осуществляет функции представителя власти.
Эффективное противодействие коррупции во многом зависит от правильного понимания, кто и в какой момент является должностным лицом. Его понятие раскрыто в примечании к ст. 285 УК РФ: должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Как видно из определения, понятие должностного лица закон соотносит с двумя основными критериями:
1) функциональными обязанностями и
2) видом органов или учреждений, где данное лицо осуществляет деятельность.
На данный момент у многих вызывает вопросы отнесение той или иной категории лиц (чаще всего преподавателей и врачей) к должностным. Так, существует точка зрения, что данные лица всегда выступают в роли должностных в силу того, что им присущи распорядительные функции. Однако более обоснованной представляется позиция, что действия как врачей, так и преподавателей в одних случаях могут носить чисто профессиональный характер (при осмотре пациента, при чтении лекции), но при исполнении административно-хозяйственных или организационных функций они являются должностными лицами. В первом случае преподаватель или врач выступает как носитель специальных профессиональных знаний и исполняет сугубо профессиональные полномочия. В других же случаях его действия имеют распорядительный характер – такими случаями являются, например, установление степени тяжести вреда здоровью, освобождении от работы, принятии решения на государственном экзамене. В таких случаях работник выступает в качестве должностного лица.
Соответственно, если лицо на момент совершения преступления осуществляло такие функции и, следовательно, являлось должностным, оно подлежит уголовной ответственности за получение взятки. Для лиц с таким переменным статусом необходимо решить вопрос о том, какими функциями они были наделены во время совершения преступного деяния.
Так, по приговору суда Р. признан виновным в том, что являясь должностным лицом – врачом ортопедом-травматологом получил за это от Я. взятку в сумме 10 000 рублей, незаконно выдав ему листок временной нетрудоспособности с последующим продлением, в который были внесены заведомо ложные сведения о несуществующем заболевании. Вину в совершенном преступлении Р. не признал, в кассационной жалобе и дополнениях к ней просил приговор отменить в связи с тем, что суд не отразил в приговоре, какие организационно-распорядительные функции он выполнял и в связи с чем он признан должностным лицом. Однако суд пришел к выводу, что должностные полномочия, вытекающие из должностной инструкции Р., предусматривают возможность проведения экспертизы временной нетрудоспособности пациентов с выдачей им больничных листов. Выполнение данных обязанностей позволило Р. совершить преступление. Доводы Р. О том, что получение денежных средств было обусловлено выполнением им своих профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи, суд счел несостоятельными.
Информация подготовлена Прокуратурой Октябрьского района