Нет причин для паники: ученый ПНИПУ рассказывает про страхи во время полета

-
article20506.jpg фото: 59i.ru

Для некоторых людей полет на самолете может превратиться в настоящее испытание еще до посадки. Одних пугает высота, других – плохая погода и состояние воздушного судна. Но ведь по статистике самолет считается самым безопасным видом транспорта. Кандидат технических наук, доцент кафедры авиационные двигатели ПНИПУ Андрей Плотников развеял главные страхи, связанные с турбулентностью, молниями, попаданием птиц в двигатель и лазерными указками.

 

Готовим самолет к полету

Если в зимнее время рейс задерживается, то не стоит беспокоиться. Возможно, это связано с необходимостью провести противообледенительную обработку воздушного судна.

Обледенение самолета приводит к серьезным последствиям, включая снижение подъемной силы, ухудшение аэродинамических характеристик и даже к отказу двигателей.

Наледь образуется при попадании лайнера в зону атмосферного фронта с низкой температурой и высокой влажностью, при нахождении в облаках с переохлажденными каплями воды, при полете в условиях снега или дождя. Андрей Плотников дополняет, что при обледенении даже небольшого датчика приборы будут отображать неправильные показания, что может дезориентировать экипаж.

Для борьбы с этим природным явлением на самолеты устанавливают системы обогрева крыла и других элементов, а также используют специальные жидкости, которые препятствуют образованию льда.

Многие пассажиры в зимнее время видели, как самолеты поливают мощными струями жидкости. Для устранения образовавшейся наледи на корпусе судна используют специальные машины – деайсеры. А противообледенительная жидкость – это раствор гликоля, воды и различных добавок, например, загустителя. На самом деле состав зависит от типа и свойств жидкости.

Тип I не обладает защитными свойствами и не содержит в своем составе загустителей. Применятся только в горячем виде для отчистки самолета от снега, наледи и грязи. Цвет – красно-оранжевый.

Тип II содержит загустители и не менее 50% этиленгликоля (двухатомного спирта). Такая жидкость обладает защитными свойствами, но период действия недолгий. Цвет – оттенки желтого.

Тип III применятся в основном для низкоскоростных самолетов и схож по составу с предыдущим видом, однако, содержит чуть меньше загустителя. Бесцветная жидкость.

Тип IV содержит высокую долю загустителя и обеспечивает самую долгую защиту от повторного образования наледи на корпусе самолета. Цвет – изумрудно-зеленый.

Бояться обледенения самолета не стоит. Это явление хорошо изучено, а правила авиационной безопасности четко регламентируют действия сотрудников авиасферы для борьбы с наледью и другими снежными образованиями.

 

Взлет, пожар и птица в двигателе 

Причин возникновения пожара в авиационном двигателе не так много, и они встречаются крайне редко. Наиболее распространенная причина – повреждение трубопроводов и, как следствие, утечка топлива или масла. Также поломка элементов двигателя возникает из-за вибраций или дефектов при производстве.

— Помимо этого, пожар может случиться при локальном повреждении целостности корпуса газогенератора, например, при обрыве лопатки. На двигателях ранних поколений встречались случаи титанового пожара. Несмотря на это, в 1960-е годы титан набирал популярность в авиастроении, поскольку имеет ряд преимуществ перед сталью, например, легкость, прочность и высокую коррозионную стойкость, — рассказывает доцент кафедры авиационные двигатели ПНИПУ Андрей Плотников.  

На современных лайнерах эта проблема устранена. Кроме того, в лайнеры встроены системы пожаротушения. Это либо накопители с огнегасящими составами, либо системы наддува топливных баков инертными газами.  В случае пожара в салоне или кабине пилотов, экипаж использует обычные переносные огнетушители.

Двигатели же имеют собственную систему пожаротушения и огнетушители, которые расположены в их задней части. Система сигнализации обнаруживает пожар, предупреждает экипаж и активирует автоматическое пожаротушение.

Отсеки богажно-грузовых отделений (БГО) тоже оснащены такой системой. Как и в случае с двигателями, управление происходит из кабины пилотов с пульта пожарной защиты БГО.

При попадании посторонних предметов возникают забоины, возможны обрывы лопаток вентилятора и помпаж двигателя – это явление, при котором происходит срыв потока воздуха в компрессоре или турбине. Он приводит к снижению мощности, увеличению шума и вибраций, а также к возможному повреждению или остановке двигателя.

Эксперт ПНИПУ отмечает, что именно по этой причине скопление крупных стайных птиц вблизи аэродромов является крайне серьезной проблемой. Наибольшая вероятность попадания птиц в двигатель возникает при взлете и посадке самолета. Территория аэродромов привлекает пернатых по нескольким причинам: открытая местность – это отличное место для гнездования и отдыха местных и мигрирующих особей, где множество полевых насекомых служат кормом.  Обычно аэродромы расположены на удалении от города, там же часто локализуются свалки, которые притягивают более крупных птиц.   

Для их отпугивания чаще всего используют биоакустические установки, они имитируют звуки сразу нескольких видов пернатых и обеспечивают защиту территории. Активно применяют и различные хлопушки, которые отгоняют, но не наносят вреда. Ещё один метод – лазерные приборы, они создают узкие световые лучи и пятна, которые при движении пугают птиц. Этот способ считается самым эффективным, если, например, нужно срочно освободить взлетно-посадочную полосу. 

 

Уважаемые пассажиры, наш самолет вошел в зону турбулентности

Самый главный страх людей, которые боятся летать на самолетах – турбулентность. При этом явлении наблюдаются хаотичные движения воздуха, из-за которого в салоне воздушного судна ощущается тряска и вибрации. Многие пассажиры начинают волноваться, когда самолет попадет в «неспокойную» зону, но это напрасно.

Андрей Плотников говорит, что современные самолёты оснащены надёжными системами управления и безопасности, которые позволяют экипажу справиться с турбулентностью и продолжить полёт. По статистике она возникает на 80-90% рейсов и, это всего лишь одно из неудобств, которое не представляет угрозы для жизни.

У пассажиров может создаться впечатление, что во время турбулентности пилот не предпринимает никаких мер, чтобы вывести воздушное судно из этой зоны. На самом деле у экипажа есть четко прописанные инструкции. Так, например, пилот снижает скорость самолёта, чтобы уменьшить сопротивление воздушных потоков.

 

Летим дальше. Впереди грозовой фронт

Еще одно заблуждение – страх полетов в дождь и грозу. Некоторые люди считают, что из-за обилия дождя двигатель самолета может заглохнуть. Тем не менее, любой авиационный двигатель проходит сертификационные испытания с имитацией попадания в ливневый шторм. Турбореактивные двигатели не подвержены влиянию дождя из-за своей конструкции. Они имеют очень высокую температуру внутри, что предотвращает образование конденсата и позволяет им работать даже в условиях высокой влажности.

 

Что будет, если в самолет попадет молния?

Согласно статистике, это происходит крайне редко, один раз на несколько тысяч часов полета. Перед выполнением рейса проводится проверка метеосводок, маршрут выстраивается так, чтобы обойти грозовую облачность. В самолет и двигатели встроено сразу несколько систем молниезащит. Их основная задача – защита топливных баков, электроники, двигателей и пассажиров от поражения электрическим разрядом и компенсация внутреннего заряда. Если молния попадает в корпус самолета, то электричество проходит через внешнюю оболочку фюзеляжа и не вызывает повреждений. На самом деле, система защиты работает настолько хорошо, что пассажиры даже не понимают, что в лайнер попала молния.

 

Совершаем посадку. Наземные нарушители на пути

Лазерное хулиганство вызывает кратковременное ослепление пилота. Чаще всего это происходит при посадке, когда самолёт находится вблизи населенных пунктов и следует по глиссаде (траектории полета). Но даже при попадании лазера в глаз, пилоты могут посадить самолет безопасно. Иногда это происходит с помощью команд диспетчера.

Такой вид хулиганства начал развиваться еще в 1990-е годы, а во многих странах изначально просто встречались единичные случаи. При этом лазерные указки бывают разные, их дальность действия составляет от нескольких метров до 50-60 км. При попадании луча в глаз, пилот на некоторое время теряет бдительность и даже временно перестает видеть. Обычно, чтобы прийти в себя требуется от 30 секунд до нескольких минут.

— Вариантов защиты несколько – охрана аэропорта, законодательные меры (суровые штрафы, реальные тюремные сроки, запрет продаж лазеров) и использование специальных защитных очков. Правда невозможно предугадать, лазер какого типа (они варьируются по мощности и длине волны) принесет злоумышленник, чтобы подобрать очки необходимой защиты. На их стекла наносят специальное многослойное покрытие, оно поглощает и задерживает лазерное излучение, ослабляет луч, — рассказывает эксперт ПНИПУ Андрей Плотников.

В среднем одновременно каждый день в небе находятся порядка 11 тысяч самолетов. При этом каждый третий путешественник боится перелетов на воздушных гигантах. Возможно, знание об особенностях устройства «железных птиц» и методах обеспечения безопасности пассажиров станет ключевым в борьбе с этим страхом. 

 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и на наш паблик в соцсети Вконтакте, следите за актуальными новостями Перми и Пермского края..

 

 

 

 

 

Посмотреть все новости раздела "Отдых и туризм"

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2754 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Внимание! Все комментарии проходят ручную модерацию, если ваш комментарий не нарушает Правила, он обязательно появится в обсуждении через небольшой промежуток времени.
Опубликованные комментарии являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция портала за размещенные комментарии ответственности не несет.

 

 

 

Последние новости
  Все новости

 

 

 

 

Популярные новости за неделю
В парке Горького в рамках ежегодного «Забега Дедов Морозов и Снегурочек» пройдет праздничное мероприятие «Ёлка желаний»
В парке Горького в рамках ежегодного «Забега Дедов Морозов и Снегурочек» пройдет праздничное мероприятие «Ёлка желаний»
20 декабря 2024 - Журналист - 0 - 2138

21 декабря парк Горького совместно с партнёрами и неравнодушными пермяками осуществит новогодние желания 30 детей, подопечных благотворительного фонда. Итоги благотворительной акции «Ёлка желаний» будут подведены в рамках традиционного семейного праздника «Забег дедов Морозов и Снегурочек».

В Яндекс Картах теперь можно строить маршруты внутри зданий Перми
В Яндекс Картах теперь можно строить маршруты внутри зданий Перми
20 декабря 2024 - Журналист - 0 - 2040

Яндекс Карты добавили возможность строить маршруты внутри популярных торговых центров Перми. Карты сориентируют в новогодней суете и подскажут, как быстрее добраться до нужного магазина.

Главная пермская телебашня включит праздничную новогоднюю подсветку
Главная пермская телебашня включит праздничную новогоднюю подсветку
20 декабря 2024 - Журналист - 0 - 2017

В новогодние и рождественские праздники филиал РТРС «Пермский КРТПЦ» поздравит всех пермяков и гостей города, включив особую архитектурно-художественную подсветку телебашни на ул. Крупской.

Пермь - «Молодёжная столица России 2025»
Пермь - «Молодёжная столица России 2025»
21 декабря 2024 - Журналист - 0 - 1979

Пермь стала победителем голосования за звание «Молодёжная столица России 2025». Это стало возможным благодаря активной поддержке жителей города и их участию в различных мероприятиях и проектах, направленных на развитие молодёжи и создание комфортной городской среды.

Прогноз погоды в Перми на выходные 21-22 декабря
Прогноз погоды в Перми на выходные 21-22 декабря
20 декабря 2024 - Журналист - 0 - 1945

По данным Яндекс Погоды, в субботу, 21 декабря, в Перми в течение дня будет идти снег. Утром температура воздуха составит −7°...−6°, днем поднимется до −6°...−4°, а ночью потеплеет до −2°...0°. Ветер умеренный, до 4,9 м/с. 

 

Новые статьи
В чем преимущества микрозаймов
В чем преимущества микрозаймов
вчера в 16:00 - Журналист - 0 - 136
Если нет возможности оформить банковский кредит, источником необходимого финансирования могут стать микрозаймы – это краткосрочные займы физическим лицам на небольшие суммы с быстрым...
В Перми делают лучшие товары в России
В Перми делают лучшие товары в России
20 декабря 2024 - Журналист - 0 - 1229
Продукция «Сибур-Химпрома» победила в конкурсе «100 лучших товаров России».
В поисках впечатлений: исследуем зимний Пермский край вместе с онлайн-путеводителем T2
В поисках впечатлений: исследуем зимний Пермский край вместе с онлайн-путеводителем T2
16 декабря 2024 - Журналист - 0 - 1219
Оператор T2 запустил обновленный онлайн-путеводитель «Тревел-гид» с необычными идеями для зимнего отдыха. В путеводителе, доступном каждому обладателю смартфона, команда проекта...
Основы кредитной гигиены: как правильно брать и гасить кредиты в России
15 декабря 2024 - Журналист - 0 - 1057
Кредитная гигиена — это комплекс мер, направленных на правильное использование кредитных средств и своевременное погашение задолженности перед банком. 

 

 

 

 






 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru  

Основные разделы
Новости | Новости Перми | Публикации | Фото | Справка | Вопросы и ответы | SSL |
Информация
О проекте | Правила сайта | Реклама | Партнеры | Сообщить новость | Персональные данные |