Практика работы Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управления Росприроднадзора по Пермскому краю и Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края показывает, что собственники и арендаторы земельных участков, расположенных в водоохранных зонах, при осуществлении хозяйственной деятельности довольно часто допускают нарушения требований водного законодательства.
Водный кодекс Российской Федерации определяет, что водоохранная зона - это территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранных зон рек и ручьев зависит от протяжённости водного объекта: при протяженности до 10 км - равняется 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, свыше 100 км – 200 м.
В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются:
размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта).
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:
централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды;
сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
Наиболее распространенным нарушением перечисленных требований закона является сброс в водоохранную зону не прошедших очистку ливневых и иных стоков.
Вместе с тем такой сброс хозяйствующие субъекты могут осуществлять, оформив в уполномоченных органах решение о представлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод и разрешение на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Оформление указанных разрешительных документов возможно при наличии очистных сооружений, которые обеспечивают очистку сточных вод до нормативного состояния.
При этом следует учесть, что проектирование и строительство очистных сооружений, как и любых других объектов в водоохранных зонах, предусматривает согласование в территориальном органе Росрыболовства в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 50 Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
В выдаче названных разрешительных документов будет отказано, если выпуск сточных вод предполагается в 1-3 поясе зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (ст. 43 Водного кодекса РФ, ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02»).
Другим характерным нарушением является строительство в водоохранных зонах объектов, деятельность которых законом запрещена.
Так, природоохранными органами неоднократно фиксировалось строительство в водоохранных зонах автомоек и автомастерских.
Кроме того, часто имеют место случаи, когда в результате хозяйственной деятельности в водоохранной зоне ограничивается свободный доступ граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, осуществляется движение автомобилей вне дорог и их стоянка вне специальных площадок с твердым покрытием, размещаются отходы и иные опасные недропользование (в основном добыча песка и ПГС) и др.
Природоохранные органы за подобные действия привлекают виновных лиц к административной ответственности по составам правонарушений, в основном описанных в Главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статья 8.1 (Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов), статья 8.12 (Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах), статья 8.12.1 (Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе), статья 8.13 (Нарушение правил охраны водных объектов), статья 8.14 (Нарушение правил водопользования), статья 8.42 (Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения), статья 8.45 (Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод) и др.
Санкции этих статей предусматривают как штрафы от нескольких тысяч до одного миллиона рублей, так и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Даже при отсутствии факта загрязнения водного объекта, в соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Информация подготовлена пермской межрайонной природоохранной прокуратурой.