Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19.04.2017
№ 176, определено, к основным механизмам реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности отнесено создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих органы государственной власти и местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее.
Одним из элементов системы охраны окружающей среды, направленной на предотвращение негативного воздействия на нее объектов различной хозяйственной деятельности, является государственный учет этих объектов.
Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду, включающий в себя в т.ч. учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, в форме ведения государственного реестра объектов, состоящего из федерального и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
На территории Пермского края уполномоченными органами в данной сфере являются Управление Росприроднадзора по Пермскому краю (федеральный реестр) и Государственная инспекция по экологии и природопользования Пермского края (региональный реестр).
Проверить постановку объектов на государственный экологический учет возможно в общедоступном ресурсе объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на сайте https://onv.fsrpn.ru/#/public/root (ПТО УОНВОС - Программно-техническое обеспечение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду).
Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в текущем году проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, в т. ч. в части постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Установлено, что работа по формированию указанных реестров осуществлялась Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю, Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края ненадлежащим образом. На государственный учет поставлено менее 1/5 части объектов хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с заявительным порядком постановки.
При этом названными органами при наличии оснований не решался вопрос о привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет таких объектов.
По результатам проверки природоохранным прокурором руководителям Управления Росприроднадзора по Пермскому краю и Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края внесены представления. По результатам их рассмотрения приняты меры к устранению выявленных нарушений, в т.ч. 14 юридических и должностных лиц привлечены к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ.
Прокуратурой также применялись меры судебного понуждения к хозяйствующим субъектам, не исполняющим обязанность по постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. В текущем году предъявлено и удовлетворено судом 4 иска природоохранной прокуратуры.
В целях предупреждения правонарушений должностным лицам объявлялись предостережения о недопустимости нарушения закона.
Например, природоохранной прокуратурой при рассмотрении обращений граждан было установлено, что ООО «Асфальтобетонный завод № 1», ООО «ДорТехИнжиниринг», ИП Петросян В.Б. с мая текущего года начали осуществлять хозяйственную деятельность на установках по производству асфальта, которые на государственный учет не поставили.
Поскольку на момент проверки шестимесячный срок для подачи заявки не истек, должностным лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона.
Следует отметить, что результатом постановки на учет объектов негативного воздействия на окружающую среду является определение категории опасности предприятия для окружающей среды.
Уполномоченные органы в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязаны осуществить постановку объекта на государственный учет, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю соответствующее свидетельство.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий определены постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Работа Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры в сфере понуждения хозяйствующих субъектов к постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный экологический учет, будет продолжена.
Информация подготовлена пермской межрайонной природоохранной прокуратурой