В Пермском театре оперы и балета открывается выставка «Сегодня в афише театра… Жар-птица и другие гости из тридесятого царства». Это первая выставка из цикла, который пройдет зимой и весной.
В основе экспозиции — один предмет. Но с помощью мультимедийных средств он сможет рассказать об истории, поворотных событиях театра и театрального искусства.
Выставка — попытка создания на основе материалов музея содержательно емкого, но занимающего минимум пространства «высказывания». Многослойность этого высказывания задает архитектурно-композиционное решение: знакомство с театральной афишей, определяющей тему выставки, оказывается предисловием, за которым следует театральная история. Она раскрывается перед зрителем в уникальном предмете из музейной коллекции. Благодаря специальному пространству зритель остается с экспонатом один на один, имея возможность изучить его внимательно и узнать подробный рассказ, который представлен в дополнительных медиаматериалах и на сайте выставки. Кураторская концепция Музея — Институт театра (Антон Флеров, Мария Бейлина).
Первой выставкой, которая пройдет в театре в таком формате, станет «Сегодня в афише театра… Жар-птица и другие гости из тридесятого царства».
Символично, что образ жар-птицы мог выпорхнуть на сцену еще в 1864 году, став таким образом почти ровесником Пермского театра. Но постановщик феерии «Конек-Горбунок» на музыку Цезаря Пуни — хореограф Артюр Сен-Леон — не стал использовать огненную птицу в сценарии. Поэтому премьера балета, теперь уже полностью посвященного этому сказочному существу, состоялась лишь в 1910 году на сцене Grand Opéra («Жар-птица» в хореографии Михаила Фокина, художественном оформлении Александра Головина и Леона Бакста на музыку Игоря Стравинского).
Экспонатом новой выставки музея театра стал головной убор главной героини балета, созданный художником по костюмам Татьяной Ногиновой к постановке Алексея Мирошниченко 2017 года. Спектакль входил в премьерный триптих балетов Стравинского («Поцелуй феи», «Петрушка», «Жар-птица»). В пермской версии балета архаический образ огненной птицы как проводника между мирами оказался метафорически переосмыслен: жар-птица «проводила зрителей» через балетные миры выдающихся хореографов ХХ и ХХI веков.
В дальнейшем музей Пермского театра оперы и балета планирует представить для близкого знакомства костюм Одиллии из легендарного балета «Лебединое озеро», ознаменовавшего начало реформы в танцевальном искусстве. В июне к возобновлению балета «Золушка» будет представлен эскиз костюма из оперы «Синдерелла».
Мультимедийный выставочный проект «Сегодня в афише театра…» реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Выставка будет работать с 24 ноября 2023 по 26 февраля 2024.