Судебная система в России не в полной мере интегрирована в процессы цифровой трансформации госуправления. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты (СП) России, пишут «Ведомости». Ключевая проблема в растущей нагрузке на информсистемы сферы.
Отмечается, что в период с 2018 по 2023 г. количество дел, поступивших в мировые, арбитражные и федеральные суды общей юрисдикции, увеличилось практически на четверть со среднегодовым показателем прироста в 4%. Большая часть дел – 75% – пришлась на мировые суды, которые занимались рассмотрением кредитных споров, требованиями о взыскании платы за ЖКУ и жалобами на решения ФССП.
Система управления цифровыми проектами судебной отрасли остается слабой, отмечают в СП. К примеру, закупки техники осуществляются разрозненно, без учета общей архитектуры. При этом зафиксированы случаи, когда оборудование так и не было введено в работу, а ряд цифровых систем внедрен только формально – функционал заявлен, но на деле не работает. Не менее важная проблема – отсутствие квалифицированных кадров, которые смогли бы поддерживать эффективность цифровых бизнес-процессов на должном уровне.
В документе Счетной палаты также упоминается, что у судебной системы есть задел в виде существующих программных решений и что отдельные компоненты уже внедрены. В частности, «успешный опыт использования современных информационных технологий» позволил автоматизировать внутреннюю деятельность, «снизить трудовые затраты сотрудников судов в судопроизводстве, сократить сроки рассмотрения поступивших дел».
Критике со стороны аудиторов подверглась и ГАС «Правосудие». Отмечается, что во многих случаях цифровые системы внедрены лишь формально, а автоматизация процессов остается фрагментарной. В СП подчеркивают, что поддержка морально устаревших систем без длительной модернизации в долгосрочном периоде приведет к «экономической нецелесообразности их использования из-за высоких затрат на обслуживание».
Концепция информатизации Верховного суда (ВС) создавалась с опорой на указы президента от 2020 и 2015 гг., которые на момент проверки в 2024 г. утратили силу, обращают внимание в Счетной палате. Текущая нормативная правовая база (президентские указы № 309 и № 400) в актуальных документах судебной системы не учтена.
Выявленные Счетной палатой факторы негативно влияют на общую эффективность судебной системы России, отмечает депутат Госдумы, член комитета по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Сфера судопроизводства демонстрирует одни из самых высоких показателей внедрения цифровых технологий. К примеру, ГАС «Правосудие» обеспечивает информационную интеграцию практически всей судебной отрасли. Это крайне эффективный инструмент централизации отраслевых данных, оперативного обмена сведениями, а также база для развития региональных судебных систем. На данный момент общее число запросов в ГАС «Правосудие» превышает 4 млрд. Но цифровые инструменты внедрялись в отрасль для повышения эффективности общих бизнес-процессов, снижения нагрузки на судей и административный персонал, ухода от бюрократии – точно не для того, чтобы создать новые управленческие проблемы. Выявленные аудиторами факторы, в первую очередь, влияют на общую нагрузку самих судей. Это тревожный сигнал при учете роста судебных разбирательств сразу в нескольких категориях», – отметил Немкин.
Кроме того, продолжает Немкин, указанные факторы создают риски для информационной безопасности российских судов. «В прошлом году мы уже столкнулись с нарушением работы информсистем судов из-за атаки хакеров. Тогда продолжительность сбоя системы ГАС «Правосудие» составила один месяц, что в текущих условиях, конечно, крайне большое значение. Помимо этого, не работали сайты федеральных и мировых судов судебного департамента при Верховном суде и его управлений в субъектах нашей страны. Риски для инфобеза связаны не только со сбоями систем, но и с вероятностью утечек конфиденциальной информации, которые ни в коем случае нельзя допустить», – подчеркнул депутат.
Наконец, выявленные проблемы стоит рассматривать как сдерживающие дальнейшее внедрение цифровых технологий факторы. «А планы очень большие. К примеру, не так давно был подписан закон №59-ФЗ, предоставляющий участникам дел об административных правонарушениях возможность подавать любые документы в суд или в органы, занимающиеся производством по делу, в электронном виде. Для реализации всех планов по цифровизации отрасли необходима эффективно работающая инфраструктура. Поэтому все пробелы, выявленные регулятором, конечно, необходимо устранить в самое ближайшее время», – заключил депутат.