Инсталляции и скульптуры, граффити и постеры, перфомансы и флешмобы — все это вошло в современную культурную жизнь практически каждого города. Так называемое уличное искусство не только создает неповторимый внешний облик крупных мегаполисов и небольших урбанистических пространств — оно привлекает внимание жителей к социальным процессам, громким событиям, открывает возможности для диалога между различными группами общества. Однако мнения о стрит-арте разделяются: кто-то считает его проявлением творчества и средством самовыражения, а другие — проявлением вандализма и упадка эстетических ценностей. Социологи ПНИПУ узнали, как представители пермской молодежи от 18 до 35 лет воспринимают это художественное направление.
Статья опубликована в журнале «Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки» №1 за 2024 год.
В больших городах стрит-арт появился в 70-х годах прошлого века, а активное развитие получил в период становления и социализации нынешнего молодого поколения. Часто именно юные творцы становятся создателями произведений и вместе с тем их основными зрителями и адресатами, поэтому мнение этой группы в данном контексте становится особенно интересным для социологов.
Ученые гуманитарного факультета ПНИПУ провели специальное исследование среди пермяков и получили следующие результаты.
Большинство представителей пермской молодежи относится к стрит-арту нейтрально (62%), около трети опрошенных настроены положительно (31%), а менее десятой части — отрицательно (7%).
Фаворитами респондентов становятся инсталляции и скульптуры (83%). Многим импонируют перфомансы и флешмобы (57%), муралы (живописные рисунки на стенах домов), граффити и надписи (55%). Половина опрошенных рада видеть в городском пространстве постеры, плакаты, стикеры и световые видеопроекции.
— Высокое одобрение таких видов творчества, как инсталляция и скульптура, может объясняться их сходством с конвенциональными видами искусства, — отмечает Эдуард Кощеев, старший преподаватель кафедры социологии и политологии, заведующий лабораторией социологии ПНИПУ.
Для получения более полной картины общественного мнения ученые Пермского Политеха предложили молодым людям описать стрит-арт с помощью различных характеристик и расположить их по шкале от 1 до 5, где 1 — отрицательное значение, а 5 — положительное. Участники опроса могли оценить художественное направление как «банальное — уникальное», «поверхностное — глубокое», «яркое — блеклое», «серьезное — легкомысленное» и так далее. В итоге составлялся рейтинг наиболее характерных черт в глазах юношей и девушек.
— Исходя из полученных ответов, молодежь воспринимает стрит-арт как искусство «с душой» и украшение города. Эти характеристики получили наиболее высокие показатели. Мы можем смело говорить о тенденции к позитивному восприятию этого культурного феномена пермяками, — поясняет Ольга Юрьева, доцент кафедры социологии и политологии ПНИПУ, кандидат психологических наук.
Один из вопросов, которым давно задаются исследователи, звучит так: «Уличное искусство» и «вандализм» — синонимы? Или эти слова не имеют ничего общего?» По данным опроса, 56% респондентов видят в этих понятиях как сходства, так и различия, а около трети убеждены, что они не связаны между собой (29%). Седьмая часть отмечает их тождественность (15%).
Говоря о том, какую роль играет стрит-арт в жизни пермяков, многие упоминают, что граффити, художественные изображения на зданиях и другие проявления творчества создают культурное многообразие в урбанистическом пространстве (38%), привлекают внимание широких масс к социальным процессам и событиям (16%), помогают доносить важные обращения к жителям краевой столицы (15%) и делают город красивее (12%). Наименее распространенным ответом стало донесение каких-либо идей до представителей власти (7%).
— Обобщая результаты нашего исследования, можно сказать, что, по мнению опрошенных, уличное искусство несет в себе, прежде всего, эстетическую функцию. Полагаем, такое восприятие может быть связано со значимыми событиями, известными под брендом «пермской культурной революции», например, фестиваль «Белые ночи», — комментирует Алена Лукиных, магистр кафедры социологии и политологии ПНИПУ.
— В целом, позитивное отношение, на наш взгляд, объясняется тем, что на период взросления нынешней молодежи пришелся рост популярности не только стрит-арта в Перми и России, но и в целом современного искусства, которое предполагает выход за границы конвенциальных институций (музеев, галерей, выставочных залов), а также общепринятых правил того, как живет, работает художник и выстраивает свое взаимодействие со зрителем, — добавляет Эдуард Кощеев.
Таким образом, жители краевой столицы лояльны к уличному искусству. Для пермской молодежи это естественная часть городской среды и образа жизни, отражающая новые эстетические стандарты.