Министерство транспорта Пермского края планирует установить в регионе единый желтый цвет такси — по мнению инициаторов проекта, данная инициатива обеспечит безопасность пассажиров и идентификацию легкового такси по отношению к другим транспортным средствам.
Действующая редакция Закона Пермского края позволяет осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в том случае, если автомобиль окрашен в желтый, черный или белый цвет, при этом вне зависимости от цвета кузова, двери машины должны быть желтыми.
Проект изменений был размещен 8 декабря прошлого года и вызвал критику как региональных таксопарков, так и общественности, однако Министерство Пермского края не прислушалось к мнению профессионального сообщества и оставило проект на рассмотрении — планировалось, что в случае принятия единого желтого цвета такси уже с 1 января 2022 года все таксопарки региона будут обязаны соблюдать данное требование.
«Заявление Министерства транспорта считаем преждевременным, так как данная мера финансово ложится только на таксопарки. Соответствовать требованию будет затруднительно как в материальном смысле, так и в законном, так как из-за новых затрат многие водители начнут сдавать разрешения и уйдут в серую зону бизнеса. Законность деятельности такси в Пермской крае сразу упадет», — отметил руководитель таксопарков «Навигатор-Пермь» и «Леверна» Александр Петров.
Уже сейчас общественности известны случаи, когда введение единого желтого цвета такси не то, что не влияет на безопасность дорожного движение — подобное требование во многих регионах вынудило уйти в тень львиную долю таксопарков, сократив количество легального таксомоторного бизнеса.
Так, с 1 января 2015 года в Республике Бурятии начал действовать закон об обязательной желтой цветовой гамме такси. Планировалось, что установка требования позволит выйти из тени бизнес такси и сделает его более качественным и безопасным для пассажиров. Однако после введения единого цвета предприниматели стали реже обращаться за выдачей разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. В апреле 2019 года данное требование было отменено, однако это решение не спасло легальный бизнес — анализ количества выдачи разрешений в Республике на деятельность такси показал отрицательную динамику даже в сравнении с 2018 годом, так как многие таксопарки научились работать нелегально, и не видят пользы в переходе на законный рынок перевозок.
«Введение желтого цвета не только не влияет на безопасность услуги, но и создает дополнительную финансовую нагрузку на бизнес. Также, при принятии решения об обязательной цветовой гамме, не учитываются интересы муниципальных образований — в небольших населенных пунктах таксопаркам зачастую не хватает средств на обновление подвижного состава, и оклейка автомобилей желтой пленкой или их перекраска создаст дополнительные финансовые сложности. Рыночная стоимость оклейки автомобилей пленкой составляет свыше 50 000 рублей — смогут ли себе позволить такие расходы индивидуальные предприниматели, работающие на территории Пермского края? Общественный совет по развитию такси считает, что такие меры, как введение обязательной цветовой гаммы в регионе, должны обсуждаться с профессиональным сообществом. Кроме того, необходимо учитывать, что в условиях пандемии финансовое состояние бизнеса такси не самое лучшее, и введение дополнительных расходов на таксопарки приведет к увеличению доли нелегальных такси», — отметила председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова.
В 2019 году Общественный Совет по развитию такси совместно с ГИБДД РФ провел исследование правоприменительной практики Ф3-69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Так, при анализе таксомоторного рынка России организация получила данные о количестве легальных водителей такси в регионах страны — на 1000 человек в Пермском крае приходилось только 0,74 легальных автомобилей. Уже тогда регион имел самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе. В случае если Пермская власть введет единый желтый цвет такси, цифра легальных перевозчиков такси еще сильнее приблизится к нулю.
Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова отмечает, что власти Пермского края не учитывали мнение профессионального сообщества при принятии решения о введение единого желтого цвета такси.
«Мы негативно относимся к данной инициативе, так как это удорожает как сам транспорт, так и его сроки подготовки к линии. Легальный бизнес в крае существенно снизится — в нашем регионе много индивидуальных предпринимателей с 20-30 автомобилями, которые и без введения единого желтого цвета такси умудряются ездить без разрешений и делают обычные страховки. В случае если Министерство транспорта обяжет перекрашивать автомобили, многие из них уйдут в тень», — сказал представитель таксопарка «Пермский извозчик» Игорь Шумков.
Общественный Совет по развитию такси надеется, что ведомство обратит внимание на мнение представителей таксомоторного рынка в регионе и примет решение с пониманием того, какое влияние оно окажет на бизнес такси Пермского края.