С 1 по 7 октября 2016 года в Перми прошел Второй Международный Фестиваль Мартина МакДонаха, полностью посвященный творчеству знаменитого ирландского драматурга. Как и в случае первого фестиваля, который состоялся два года назад, инициатором, идейным вдохновителем, стержнем и вообще ВСЕМ – выступил Сергей Павлович Федотов, основатель и многолетний бессменный руководитель известного пермского театра «У Моста», три сцены которого – большая, малая и новая (открытая специально к прошлому фестивалю и носящая имя главного виновника торжества) стали основными площадками, на которых развивались фестивальные события. Учредителями фестиваля выступили Министерство культуры Пермского Края, Департамент культуры и молодежной политики администрации города Перми.
«Изюминкой» фестиваля оказался приезд двух театральных коллективов из Великобритании: Шотландского театра «Трон» из Глазго и театра «Бардик» из Северной Ирландии. Шотландская труппа открывала фестиваль спектаклем «Сиротливый Запад», а ирландцы показали своего «Калеку с Инишмана» в последний день, что называется, на десерт. Впервые российские зрители смогли услышать, как звучат пьесы МакДонаха со сцены в оригинале, на языке автора, со всеми характерными для них «ирландизмами».
Шон Фалун, руководитель театра «Бардик», рассказал журналистам, что получив приглашение приехать на фестиваль Мартина МакДонаха в российский город Пермь, подумал, что это розыгрыш. Однако проверив информацию в интернете, и обнаружив, что такой фестиваль действительно существует, стал думать, как организовать поездку. И только будучи полностью уверенным, что участие труппы в фестивале вполне осуществимо, поставил в известность о предстоящем событии своих актеров, чем вызвал у них бурю восторга и огромный энтузиазм. Ирландцы приехали в Пермь к началу фестиваля и пробыли в городе до самого его закрытия, посещая не только фестивальные мероприятия, но и достопримечательности самого города, которых в Перми предостаточно. С огромным интересом они посмотрели все спектакли Сергея Федотова по пьесам МакДонаха и отметили разницу российской и британской актерских школ: в российских постановках, по их мнению, гораздо больше психологической актерской игры, а британские постановки более комедийны.
Тем не менее, если спектакль шотландской труппы действительно был поставлен в стиле динамичной, изобретательной комедии (актер Майкл Дилан, исполнитель роли отца Уэлша, получил приз фестиваля за лучшую мужскую роль), то в «Калеке с Инишмана» театра «Бардик» присутствовали помимо гротесковых сцен и присущие драматургии МакДонаха лиричность, сентиментальность и наивность.
Общаться с ирландцами на фестивале хотели все, им задавались самые разнообразные вопросы: улучшилась ли политическая ситуация в стране и существуют ли в реальной жизни такие «макдонаховские» персонажи, как «бешеный» Падрайк из «Лейтенанта с Инишмора»? Похожа ли ирландская глубинка, изображенная в российских спектаклях, на аутентичную? Мартин МакДонах – английский драматург, или ирландский? А видели ли они его «живьем»? Ощущают ли общность жители Северной Ирландии и Республики Ирландия или считают себя гражданами двух совершенно разных стран? – и так до бесконечности. Актеры и руководитель театра «Бардик» охотно и много общались с гостями фестиваля, как на официальных его мероприятиях, так и в кулуарах за бокалом настоящего Гиннеса, недостатка в котором в те дни в Перми не ощущалось. Спектакль театра «Бардик» получил приз жюри за лучший актерский ансамбль, а старейшая актриса труппы Фрэнсиз Джордан, исполнительница роли Мамаши Джоннипатинмайка, проделавшая неблизкий путь ради участия в фестивале, была признана лучшей актрисой второго плана.
Материал подготовила Ольга Булгакова