После долгого перерыва на сцену Пермской оперы возвращается одно из важнейших названий отечественного музыкального театра. Вершина творчества Чайковского и трагическая кульминация музыкального театра эпохи романтизма, «Пиковая дама» распахивает дверь в ХХ век, предвосхищая открытия Рихарда Штрауса и Альбана Берга, одновременно пристально всматриваясь в золотой век европейской культуры. «Сочиняя «Пиковую даму», временами мне казалось, что я живу в XVIII веке и что дальше Моцарта ничего не было», — писал впоследствии композитор. Обостренность экспрессии и изощренная культурологическая игра составляют два полюса драматургии партитуры, многие тайны которой остаются неразгаданными по сей день. Два года спустя после премьеры нашумевшей постановки «Евгения Онегина» режиссер Владиславс Наставшевс вновь возвращается в Пермскую оперу, чтобы заняться поиском ответов на загадки «Пиковой дамы» — на этот раз в тандеме с главным дирижером театра Владимиром Ткаченко.
Владимир Ткаченко, дирижер-постановщик:
— Позднего Чайковского можно открывать очень разными ключами. «Пиковая дама» — одновременно и вершина традиции романтической оперы, и предвестница музыкального театра XX века, и воспоминание о золотом веке европейской культуры. Она написана так, чтобы подтолкнуть тебя к поиску решений, созвучных тебе сегодняшнему, созвучных артистам, с которыми ты работаешь, — и, наконец, созвучных сегодняшнему дню.
У каждого времени своя «Пиковая дама». Легендарная третья картина, в которой Чайковский признается в любви Моцарту и его современникам, звучала совершенно по-разному в конце XIX века, середине ХХ и начале XXI — меняясь в зависимости от того, как эти эпохи слышали музыку классицизма.
Сложнейшая драматургия оперы требует от исполнителей предельного внимания к музыкальному тексту. Добиться максимальной детализации его прочтения, пристально вслушавшись в эту хрестоматийную вроде бы партитуру, — наша ключевая задача.
К премьере спектакля приурочен очередной цикл «Лаборатории современного зрителя» — публичной программы Пермского театра оперы и балета. 30 сентября его откроет лекция Дмитрия Ренанского «Место действия — время» (культурное пространство «Часовой завод», ул. Чернышевского, 28; начало в 19:00), 4 октября продолжит лекция филолога Сергея Волкова «Секреты "Пиковой дамы" Пушкина» (Центр городской культуры, ул. Пушкина, 15; начало в 18:30), а 12 октября программу завершит лекция театроведа Николая Песочинского «"Пиковая дама"-1935: Пушкин/Чайковский/Мейерхольд» (Пермский театр оперы и балета, начало в 16:00). События «Лаборатории современного зрителя» проходят при поддержке компании СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».
Над премьерой работают:
Музыкальный руководитель постановки и дирижер: Владимир Ткаченко
Режиссер-постановщик: Владиславс Наставшевс
Художники по декорациям: Владиславс Наставшевс, Валерия Барсукова
Художник по костюмам: Майя Майер
Художник по свету: Константин Бинкин
Художник по видео: Игорь Домашкевич
Хормейстер-постановщик: Екатерина Антоненко
Хореограф: Екатерина Миронова
Постановка спектакля реализована по итогам Всероссийского конкурса по поддержке новых постановок спектаклей в рамках празднования 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина и осуществлена при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и АНО «Русские сезоны».
Возрастная категория 12+