Тридцать лет назад спектакль «Мандат» по пьесе Н. Эрдмана стал смелым началом особенного пути театра «У Моста». Несмотря на запретность материала и отрицание автора властью, именно эта пьеса стала отправной точкой. И вот спустя десятки лет по-прежнему остается важна и необходима для зрителя, потому что о главном, о родном, о нас, о России.
«Мандат»(12+) без сомнений во всех своих героях, деталях, символах соответствует жанру – эксцентрическая комедия. Что ж еще остается делать, как ни смеяться и ни потешаться над русским человеком, если у нас улицы переполнены Гулячкиными без внутреннего стержня, без принципов, без правды? Как никогда к месту многогранный с неутомимой энергетикой Сергей Мельников в роли Гулячкина Павла: глупый мальчишка с пустячной алчной мотивацией вступить в партию – «дослужиться до начальника и кататься на автомобиле», на глазах зрителя превращается в убедительного вещателя коммунистической идеологии.
Если нужно, и самого Бога, и веру свою спрячем в патефон, но подстроимся под обстоятельства, прогнемся перед угнетателем, привыкнем к неприятному, ибо не желаем жить по-другому, не умеем, не в нашей это русской рабской природе. Здесь хотелось бы снять шляпу перед невероятно обаятельной Ириной Моляновой в роли матери Гулячкина Павла – Надежды Петровны, которая всегда становится центром притяжения зрительского взгляда, а ее уверенность, самообладание, точность жестов, взглядов, слов, бесстрашная отдача и растворение в своем герое вызывает глубокое уважение и искреннее обожание к ней.
Приятно удивила София Шустова, сыгравшая кухарку Настю: она подкупает дерзкой молодой смелостью в желании превзойти свои возможности, раскрыться, как можно больше и ярче. Этот огненный запал усиливает комичность ее героини, придает важность простой, глуповатой, наивной девке на фоне очевидно бессмысленных конфликтов и перетягивания политического каната под обольстительное тайное заигрывание и откровенную провокацию со стороны жильца, неслучайно находящегося за стеной Широнкина, быт которого нам неизвестен.
Благодаря этому обходительному, интеллигентному и тактичному герою, скрывающему опасную губительную сущность, Александр Шаманов радует новыми открытиями в актерском творчестве, как и Екатерина Пономарева в роли Вишневецкой.
Именно эта безвольная Настя, как кукла, которую хозяин держит в угнетении, без конца угрожая кулаком, наполняет удобным для него содержанием и наряжает в императорское ради развлечения, становится образом нашей великой России. Так беззащитно по-женски попадает она то в одни, то в другие руки, тяготея к удобству и стабильности, страдая в руках собственного народа, погрязшего в самообмане.
Материал подготовила Ольга Татаурова