«Ревизор»(12+) – гоголевская пьеса, искусно воссоздавшая панораму социальной жизни общества XIX века и нашедшая свое воплощение на сцене театра «У Моста».
Беспощадно сатирический и тонкий «Ревизор» обнажает пороки жителей провинциального городка, злободневно и остро поднимая вневременные мотивы взяточничества, духовной нищеты, лицемерия и ограниченности общества.
Степенная мирская жизнь провинциального городка резко меняется, когда городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский получает пренеприятное известие, что их город скоро посетит некто инкогнито – ревизор из Петербурга, да еще и с секретным предписанием. Недолго раздумывая, городничий созывает совет, собирая за столом своего дома попечителя богоугодных заведений, смотрителя училищ, судью, почтмейстера, лекаря и двух помещиков… Люди, погрязшие в своих искушениях и пороках, движимые лишь страхом нагрянувшего в их мир «Страшного Суда» в лице Ревизора, готовы пойти на все мыслимые и немыслимые ухищрения, чтобы спасти «свою шкуру».
Персонажи пьесы – яркие, колоритные прототипы заблудших людей, позволивших взрастить в своей душе изворотливость, коварство, лицемерие и безнравственность, подчинившись чиновническому укладу жизни. Сатирический прием гротеска, ловко подхваченный актерами театра, делает каждого персонажа до вычурного характерным, любопытным, комичным и трогательным одновременно.
Благодаря профессиональной, но от этого не менее проникновенной и животрепещущей игре «мостовцев», немые сцены в «Ревизоре» заслуживают отдельного внимания. Чувствуется настоящая градация в раскрытии теневой стороны каждого персонажа, постепенно извлекающего наружу все червоточинки и шероховатости, умело замаскированные наружным радушием и гостеприимством. Духовные изъяны легко читаются не только в монологах произведения великого классика, но и в плутовской усмешке молодого чиновника Ивана Александровича Хлестакова (в исполнении Сергея Мельникова), кокетстве и жеманстве Анны Андреевны (в исполнении Марины Шиловой)…
Стоит также отметить, что в постановку умело вплетены многие авторские ремарки и замечания, крылатые фразы гоголевского «Ревизора». «С тех пор как я принял начальство, – может быть, вам покажется даже невероятным,– все, как мухи, выздоравливают» – хвастается попечитель богоугодных заведений; «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено» – замечает городничий.
Смысловой квинтэссенцией всего спектакля является финальная сцена, монолог городничего Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского (в исполнении Андрея Воробьева): «Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!..».
Монолог, пронизанный чувством отчаяния, призывает зрителя заглянуть внутрь себя и обратить свою душу к свету, справедливости и чистоте.
Материал подготовила Александра Северюхина.