В Пермском театре кукол состоится премьера спектакля «Илиада v.2.0» 16+ — ироничное переосмысление поэмы Гомера, отсылающее к вселенным Виктора Пелевина и эстетике «Безумного Макса». Игры богов и марионеток представят 22 и 23 января.
Сдача спектакля состоялась ещё в сентябре, тогда постановку смогли увидеть театральные критики. Они назвали «Илиаду v.2.0» «самым интригующим спектаклем сезона», «большой творческой удачей постановщиков» и «амбициозным проектом», а в конце января 2025 года постановку покажут на широкого зрителя.
Зевс носит галстук-бабочку, Гермес ходит в современных кроссовках, Аполлон покрыт глиттером — режиссёр Дмитрий Вихрецкий и художник Виктория Ельцова привнесли в образ древнегреческих богов элементы современной массовой культуры, сделав их ещё более узнаваемыми и знакомыми, чем у Гомера (недаром те плетут интриги и строят козни, как простые смертные). Небожители разговаривают на современном языке, используют компьютерный сленг и даже декламируют рэп. Остроумный авторский текст, сочетающий эпический гекзаметр, народную песню, отсылки к Мандельштаму и Бродскому, написан драматургом Сергеем Плотовым.
Сюжет выстроен вокруг нескольких эпизодов Троянской войны, эпической десятилетней битвы между ахейцами и троянцами. Кровопролитный конфликт затеян богами для развлечения: глядя, как погибают люди, они пытаются развеять скуку. Божества диктуют свою волю через «зеркальных секретарей», телесных посланников в реальном мире, совсем как в трилогии Виктора Пелевина «Transhumanism Inc.». По мнению Дмитрия Вихрецкого, у романа Пелевина и Гомеровского эпоса много общего, ведь оба произведенич рассказывают «о могущественных правителях, играющих судьбами простых людей», поэтому «зеркальные секретари» органично вписались в античную реальность.
По задумке постановщиков, богемный Олимп и постапокалиптический мир людей противостоят друг другу в визуальном плане.
Виктория Ельцова, художник:
— Спектакль переносит античный сюжет в игровую реальность, поэтому мы искажали эстетику древнегреческих мифов, миксовали её с элементами «ржавого будущего». Получилась своеобразная каберпанк-история, вдохновлённая вселенными «Игры в кальмара», «Безумного Макса», «Машинариума», и другими. Люди-куклы живут в пространстве, собранном из сеток, кусков решёток и металлических бочек, а боги, которых играют артисты в живом плане, обитают в мире роскоши и комфорта.
Масштабная постановка потребовала большой подготовки от артистов: они занимались сценической речью, подробно изучали стихотворный текст (педагог Елена Сальникова), упражнялись в сценическом бое и фехтовании, (постановщик боевых сцен Николай Комаров), пластике (хореограф Светлана Спиридонова), пении (хормейстер Ирина Ямшанова), а ещё осваивали управление сложнейшей системой кукол — марионетками. В спектакле занята почти вся команда театра, в том числе, и молодые артисты, которые присоединились к труппе в 2024-м году.
Дмитрий Вихрецкий, режиссёр:
— Каждая система кукол обладает своим потенциалом выразительности для передачи смыслов. Мы остановились на марионетке, потому что она наиболее явно демонстрирует отношение между персонажем и кукловодом, в нашем случае, между богом и человеком. Артисты труппы (а, новые, и вовсе, впервые) участвовали в тренингах по работе с марионетками — от подвязывания до кукловождения. Это был сложный и кропотливый, но очень интересный процесс.
Сценическое действие насыщено яркими техническими выразительными средствами в виде масштабных проекций и лазерных установок, созданных режиссёром и художником спектакля. За разработку технологии управления динамическим светом отвечал Никита Нефёдов, он же выступил в качестве композитора постановки.
Премьерные показы спектакля для широкой аудитории состоятся 22 и 23 января в 19:00 на большой сцене Пермского театра кукол.