С 27 по 31 мая на большой сцене Театра-Театра пройдёт премьерная серия показов спектакля «Капитанская дочка» (12+). Команда московского режиссёра Александра Пронькина представит оригинальный взгляд на классическое школьное произведение.
Зрителей ждёт эффектный и многослойный драматический спектакль, в котором прозвучит не только текст знаменитой повести Александра Сергеевича Пушкина: литературная палитра «Капитанской дочки» гораздо богаче. В первые минуты на сцене появится Фёдор Михайлович Достоевский и своим знаменитым монологом на открытии памятника Пушкину словно пригласит зрителей в целом поразмышлять о творчестве гения русской литературы. Под строки «У Лукоморья дуб зеленый» перед публикой предстанет вся галерея персонажей спектакля.
По замыслу режиссёра и автора инсценировки Александра Пронькина, в «Капитанскую дочку» органично вплетены отрывки из сказок, оригинальные стихи А. С. Пушкина, фрагменты из романа «Евгений Онегин» и поэмы «Руслан и Людмила». Так, Алексей Швабрин декламирует одно из первых стихотворений поэта, написанное на французском языке, а Зурин иронично цитирует хулиганское «Недавно летним вечерком». Пушкинские стихи и сказки в первом акте переносят зрителей в романтический и яркий мир архетипов, где Савельич, как няня Арина Родионовна, читает пока ещё инфантильному Петруше сказки, где образ Пугачёва представлен стихийно-мистическим, а Маши Мироновой – чистым в своей простоте. Живая музыка, фантазийные костюмы, масштабный видеоарт на фоне минималистичных декораций создают пространство большого русского сна, которое исчезает ко второму акту спектакля, как исчезает незрелость и наивность Петра Гринёва.
Во втором акте наряду с художественным текстом повести «Капитанская дочка» звучат отрывки из малоизвестного научно-исторического труда А. С. Пушкина – монографии «История Пугачёва» («История Пугачёвского бунта»), посвящённой крестьянской войне 1773–1775 годов. Александр Сергеевич тщательно изучал архивные документы и лично собирал показания живых свидетелей тех событий во время поездки по местам Пугачёвского восстания. Соединение художественного вымысла и документальности позволяет зрителям спектакля почувствовать масштабность происходящего и глубину трансформации героев.
Александр Пронькин, режиссёр: «Когда на сцене открывается наша «железная шкатулка», появляется целый сказочный мир – мир архетипов. Сам поэт подсказал нам код художественной интерпретации «Капитанской дочки», ведь в его произведении много фантазийного. Мы допустили определённую степень временной эклектики и создали пространство большого русского сна, в котором уместен и мотоцикл с коляской, и фэшн-костюмы, и музыкальный сторителлер Клаус Бургер, и Достоевский, перевоплощающийся в Савельича. На территории спектакля мы размышляем о персонажах повести как об архетипах. История Петра Гринёва – архетипический путь героя, который, сталкиваясь с трудностями, взрослеет. И здесь крайне важна знакомая всем фраза «береги честь смолоду»: у Гринёва есть камертон чести, который он сохраняет даже в суперсложных и неоднозначных обстоятельствах, оставаясь честным в своем намерении до конца».
Постановочная команда спектакля предлагает посмотреть на известную всем со школьных уроков «Капитанскую дочку» по-новому и погружает зрителей в особенный визуальный мир. Свет художника Евгения Козина то затягивает в морок мистических сновидений, то возвращает в жестокую реальность. Основным сценографическим решением стали две большие стены, которые меняют свою конфигурацию в зависимости от места действия, и огромный экран для концептуального видеоарта известного видеохудожника Алана Мандельштама.
Сценографом спектакля выступил Филипп Шейн: «Мы отдаляемся по времени от тех проблем, которые транслируются в «Капитанской дочке», хотя при правильном донесении они вызывают большой резонанс. Лично меня очень волнует тема чести, поднятая Пушкиным. Нам хотелось вызвать отклик у молодой публики, приблизить зрителя к содержанию классического произведения, поэтому мы искали современные ходы, приёмы, фишки. Мы пытались создать на сцене мир, который соответствовал бы темам оригинального произведения, но при этом искали новое художественное качество, новый способ коммуникации со зрителем, чтобы прочесть эту историю современно. В итоге наш спектакль напоминает и сказку, и серьёзный роман, и какую-то фантасмагорию. Есть о чём подумать и на что посмотреть».
К премьере было сшито больше 60 костюмов, а также изготовлены с помощью 3D принтера и бутафорских технологий две сказочные маски – череп с рогами для Пугачёва и голова чёрта для Зурина.
Екатерина Новак, художник по костюмам: «Наш спектакль – это скорее измышление о совмещении мифологичности и реальности, имеющейся внутри текста повести Пушкина, немного сон во сне и мысль об этом сне. Одна из художественных задач, с которой работала я, – сказочные, где-то даже комиксовые мотивы в костюмах первого акта и разрушение «сказочности» в более документальном втором акте, где современные однотонные чёрные костюмы героев позволяют зрителям переключиться с визуального аттракциона и услышать очень важные тексты «Истории Пугачёвского бунта». Передо мной не стояло задачи воспроизвести костюмы той эпохи, но я не могу сказать, что в своей работе я совсем отрицала исторический крой: тут есть обращение и к светскому костюму, и локализация народного. Просто это стилизованный визуальный ход, преобразованный под «хтоническую русскую сказку», но с определёнными намеренным избеганием исторических точностей и смешением нескольких временных отсылок внутри костюмов, стилизации под нашу, скорее все же, современную концепцию. Точно и исторически мы воспроизвели костюм Савельича/Достоевского и кители балета, лишь изменив у последних исторически достоверную цветовую гамму».
В спектакле «Капитанская дочка» участвуют артисты балетной труппы Театра-Театра: неоднократно перевоплощаясь, танцовщики создают образы игроков в бильярдной Зурина, людей Пугачёва, оренбургских дворян и др. Пластические эпизоды, тщательно придуманные хореографом премьеры Дамиром Сайрановым, делают ткань спектакля более динамичной, эмоциональной, визуально-насыщенной. Премьера создана в драматическом жанре, но в ней присутствует атмосферная музыка композитора Родиона Аверьянова и вокальные номера (казачья народная песня «У майорова двора», «Милая моя» Юрия Визбора, «Ворон» Булата Окуджавы и др.). Одним из необычных решений стало участие в спектакле в качестве музыкального перформера немецкого композитора Клауса Бургера, который мастерски играет на самодельных инструментах, в том числе на диджериду из борщевика.
Родион Аверьянов, композитор: «Музыка в «Капитанской дочке», особенно в начале спектакля, напоминает о сказке, которую очень хочет видеть в жизни Пётр Гринев. С развитием сюжета мотивы и жанры меняются: реальность каждый раз оказывается совсем другой, и вместе с ней трансформируется и герой, и лицо музыки. Основное ощущение, которым хотелось бы поделиться в музыкальной палитре спектакля, – ощущение от жизни в огромной и разной России, где есть много всего, часто в очень неожиданных сочетаниях. В нашей постановке электронная музыка дополняется живой в исполнении Клауса Бургера, композитора и музыканта, который много лет назад переехал на Урал из Германии. У Клауса есть эпизоды чёткой партитуры и есть те, внутри которых он может быть свободным и импровизировать. Работая с музыкальным перформером такого масштаба, всегда можно найти много неожиданных моментов и чему-то научиться».
Премьера «Капитанская дочка» будет интересна всем поклонникам драматического театра вне зависимости от возраста. Первая серия показов пройдёт с 27 по 31 мая на большой сцене Театра-Театра. Билеты, в том числе по «Пушкинской карте», доступны в кассе и на сайте ТТ.
Для справки
Александр Пронькин – театральный режиссёр, куратор, актёр; работал в Центре им. Мейерхольда, Театре.doc, Театре Наций и т.д. Автор и режиссёр проектов в Сахаровском Центре, Музее Толерантности, Мастерской Кончаловского, театральных проектов онлайн-платформы ОККО; создатель аудиоспектаклей для МХТ и группы «Мумий Тролль», концертов-спектаклей для Антохи МС и группы «Комонь» и др. Спектакли А. Пронькина идут в театрах разных городов по всей России, в том числе в Москве (Театр на Таганке, Театр на Бронной, Театр-Сцена «Мельников»,). В репертуаре Театра-Театра есть 9 режиссёрских работ Александра Пронькина: научно-технологический спектакль «Солярис» (12+), спектакль «Урожай» (18+), а также 7 выездных спектаклей-сторителлингов для проекта «Театр – в школы».