В марте продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) машин в РФ снизились на 42,5% в годовом выражении. Это хуже кризисных показателей ноября 2009 года, когда авторынок упал на 46%.
«Это давно предсказанный обвал потребительского спроса, вызванный ажиотажем в конце 2014 года и серьезным ростом цен в начале этого года», – сказал глава комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер.
Квартальные продажи выглядят менее печально – продажи сократились на 36,3% (383,7 тысячи новых «легковушек»). На этот показатель повлияли неплохие продажи и постепенная индексация цен в январе. На итоги первого квартала негативно повлиял кризис в экономике и неуверенность потребителей в завтрашнем дне: многие решили продлить эксплуатацию своего автомобиля еще как минимум на год.
Сейчас в пятерку лидеров продаж входят: «АвтоВАЗ» (68,5 тысячи машин, минус 25%), Hyundai (39,8 тысячи, минус 4%), Kia (36 тысяч, минус 15%), Renault (27,4 тысячи машин, минус 41%) и Nissan (27,2 тысячи, минус 41%).
Интересно, что на фоне всеобщего сокращения продаж, несколько премиальных брендов демонстрируют положительную динамику. В частности, в январе-марте продажи Lexus в России выросли на 19% – до 4 000 штук, продажи Mercedes увеличились на 9% – до 11 300 единиц, Porsche – на 54%, до 1 100 машин. При этом продажи BMW и Audi сократились на 14% (8,3 тысячи) и 26% (6,1 тысячи).
«Возможно, апрель станет переломным месяцем. Государственная программа субсидирования автокредитов интересна нашим клиентам, хотя многие из них сетуют, что стоимость машины ограничена 1 миллионом рублей. Клиенты медленно, но привыкают к новым ценам», – сказала директор дилерского центра «Skoda РОЛЬФ Центр» Светлана Виноградова.
Эксперты также отмечают, что сейчас наметилась тенденция по укреплению российской валюты, и некоторые автобренды уже стали корректировать цены в меньшую сторону. Это дает надежду на то, что к концу второго квартала 2015 года падение рынка должно замедлиться.