Команда исследователей Пермского педагогического создает методологию оценки компетенций советников по воспитанию

-
article22078.jpg фото: пресс-служба Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

С начала года исследовательский коллектив Пермского педагогического вместе с коллегами из Азовского государственного педагогического университета им. П.Д. Осипенко работают над созданием универсального инструментария оценки комплекса компетенций советников директора по воспитанию. Руководит группой ученых практикующий семейный психолог, социальный педагог, доцент кафедры педагогики и психологии Светлана Галиева. Пресс-служба побеседовала с ней об институте советников, ходе исследования и конкретных разработках, которые уже прошли первую апробацию.

Это первое интервью из серии материалов, героями которых станут исследователи университета. В настоящее время они выполняют научные изыскания по заданию Министерства просвещения РФ, Российского научного фонда, Пермского педагогического и других институций. Проект – совместное начинание пресс-службы и научного отдела вуза.

Первой с пресс-службой встретилась семейный психолог, социальный педагог, доцент кафедры педагогики и психологии Светлана Галиева.


— Светлана Юрьевна, начнем с главного. Почему вы и коллеги занимаетесь данным исследованием?

— Это абсолютно новая профессия, которая начала массово внедряться в практику с 2021 года. Уже в 2022 году 17 тысяч советников вышли в школы. Несмотря на существование должностных инструкций и профессионального стандарта, единой системы оценки их компетенций, понимания их миссии и специфики работы к настоящему моменту нет. Каждый регион, опираясь на свои традиции и задачи, добавляет что-то свое в функционал этих специалистов. Это, конечно, требует унификации в рамках единого образовательного пространства страны. Поэтому мы и взяли на себя такую большую задачу вместе с коллегами из Азовского государственного педагогического университета имени П.Д. Осипенко: они получили грант Министерства просвещения РФ и привлекли нас в качестве соисполнителей.


— А почему лично вы стали участницей этого проекта?

— Система воспитания — это моя профессиональная стихия. Мои базовые профессии — социальный педагог и психолог. Я хорошо знаю те трудности, с которыми сталкивается воспитательный процесс в школе, прежде всего, — общий уровень воспитанности детей. Поскольку советник как раз занимается воспитанием, а эта тема всегда была полем моего научного интереса и практического опыта работы в школе, все закономерно сложилось.


— Как вы сами восприняли появление этой новой должности в школе? Было ли это ожидаемым шагом?

— Искренне говоря, поначалу это вызвало удивление. Функция воспитания исторически возложена на всех участников образовательного процесса: классных руководителей, учителей-предметников, психологов, социальных педагогов. Появление нового специалиста породило ряд вопросов: не дублирует ли он функции других? В чем его специфика? Почему это произошло именно сейчас? И главное — кто эти люди, ведь их целенаправленно не готовит ни один вуз?

Я сама когда-то была одним из первых социальных педагогов, а не переученным учителем. Тогда, в 1990-е, была такая же неразбериха: сообщество не понимало, чем мы занимаемся, директора школ не знали, куда нас «приткнуть». Сейчас мы наблюдаем очень похожую ситуацию. Неразбериха началась и с теми, у кого функцию воспитания «подзабрали», и с самими советниками, которые не всегда понимали, чем они отличаются от классных руководителей. Поэтому мы, кстати, одну из ключевых компетенций и назвали «самоидентификацией».


— Что это значит на практике?

— Это значит, что специалист, который, например, трудоустроен как учитель математики и классный руководитель, должен четко осознавать и разграничивать свои роли. Классный час он проводит как классный руководитель, урок математики — как предметник, а работу с движением «Орлята России» или проведение Разговоров о важном — уже как советник по воспитанию. Здесь важно умение переключаться.


— Насколько успешно идет такое совмещение и принятие новой роли?

— Если говорить о периоде 2021-2022 годов — это было время осознования и попытки встраивания. Но за эти три года ситуация кардинально изменилась. Российский детский центр провел огромную работу по унификации. Сейчас, зайдя на их сайт или в сообщества советников, вы увидите, что 1 сентября по всей стране в начальной школе будут говорить про День знаний и озеро Байкал. Миссия стала понятна, она прописана в нормативных документах. Человек, который прошел обучение, участвует в регулярных совещаниях, научается видеть свои базовые задачи и ориентируется в них.

— Не получается ли так, что на выходе мы имеем просто послушного исполнителя? Или это все-таки субъектный, творческий специалист?

— Однозначно субъектный! У нас в модель заложена инновационная компетенция. Есть федеральные задачи, есть региональные, а есть специфика самой школы. Например, если школа с углубленным изучением иностранных языков и международным сотрудничеством, советник может помогать выстраивать взаимодействие, скажем, с Казахстаном или Кыргызстаном. А если советник — сам увлеченный турист, как, например, Екатерина Шаврина из пермской школы №123, то все лето он может ходить со своими ребятами в сплавы и походы, воспитывая их через это. Патриотизм можно воспитывать и так. Важно, чтобы педагог мог проявить свою личность.


— Что же в итоге станет результатом вашего проекта?

— Универсальная модель оценки компетенций, которая позволит всем субъектам Российской Федерации по одинаковым критериям оценивать уровень компетентности советника. С одной стороны, это будет стройная, научно обоснованная схема со всеми взаимосвязями. С другой — это готовый комплект прикладных материалов: диагностические карты, параметральные и уровневые характеристики, методические рекомендации. Мы создаем своего рода «микроскоп», который позволит объективно взглянуть на компетенции специалиста.

Примерно 70% инструментов в ней — это конкретные, адаптированные, валидные и надежные методики, например, тесты коммуникативной компетентности. Есть часть проективных методик, которые требуют экспертной интерпретации психолога, как, например, методика «Звездное небо», разработанная нашим коллегой Денисом Олеговичем Смирновым. Но и для них есть универсальные показатели.


— Расскажите, пожалуйста, о команде проекта. Почему в ней именно такие специалисты?

— Идея проекта изначально принадлежала проректору по воспитательной работе и молодежной политике университета Евгению Николаевичу Чащинову, а также Анне Вадимовне Чащиновой, которая занимает пост регионального координатора Навигаторов детства. Одновременно интерес к теме проявляли и коллеги из Азовского педагогического. Меня же пригласили как человека, который с самого начала погружен в тему советников.

Поскольку мы оцениваем не только профессиональные, но и личностные, морально-нравственные качества, например, честь, достоинство, которые являются базой для воспитания, нам был критически важен взгляд психологов. Поэтому в команду вошел декан факультета психологии Денис Олегович Смирнов. Для обработки данных большого массива советников, а сейчас мы уже протестировали около 400 человек из разных регионов, к нам присоединилась Елена Николаевна Береснева. Методологическую и экспертную поддержку проекту оказывает и руководитель университетского Института дополнительного образования Наталья Александровна Красноборова.

Кроме того, это исследование, проект, который объединяет сразу два вуза. Мы плотно взаимодействуем с коллегами из Бердянска. В первую очередь, с ректором Азовского педагогического, Екатериной Ивановной Степанюк.


— Каковы ваши дальнейшие планы? Проект завершается в этом году, но видится, что работа только началась.

— Абсолютно верно. Когда мы начали глубоко погружаться в профстандарт, мы столкнулись с огромным количеством компетенций. Оценить их все и, главное, придумать, как это сделать, в такие короткие сроки — весьма сложно. Мы смогли объединить базовые блоки, но это промежуточный этап.

Поэтому я и коллеги солидарно считаем, что это только начало большой работы. Возможно, ее итогом станет даже рекомендации по пересмотру профессионального стандарта, чтобы окончательно прояснить принципиальную разницу между советником, классным руководителем, психологом и педагогом дополнительного образования. Практика вносит свои коррективы: работа советника в школе российского города-миллионника и в школе поселка будет кардинально отличаться. Наша универсальная модель должна это учитывать.


— Светлана Юрьевна, финальный вопрос. В заявке вы пишите, что институт советников уже сложился. Вы подтверждаете это?

— Да, подтверждаю. Институт — это устойчивая социальная конструкция. В Перми, например, все знают Марию Половинко, советника из школы №77. Ее знают именно как блестящего советника, эксперта в своей области, а не только как учителя. Это активные, инициативные люди, которые точно знают, что и как делать. Это и есть ядро института.

Но есть и те, кто только приходит. Им еще нужна поддержка. Массовая профессия требует массовых решений. Наша модель и наши методические материалы, которые мы готовим к публикации, — как раз и станут такой системой поддержки и объективной оценки для всей страны. И тот факт, что даже после курсов советники пишут мне в личные сообщения в мессенджере и спрашивают совета, говорит о том, что университет действительно закрепил за собой роль федерального центра формирования и оценки компетенций в этой сфере. Это очень почетно и ответственно.

 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и на наш паблик в соцсети Вконтакте, следите за актуальными новостями Перми и Пермского края..

 

 

 

 

 

Посмотреть все новости раздела "Новости Перми и Пермского края"

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2055 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Внимание! Все комментарии проходят ручную модерацию, если ваш комментарий не нарушает Правила, он обязательно появится в обсуждении через небольшой промежуток времени.
Опубликованные комментарии являются частными мнениями лиц, их написавших.
Редакция портала за размещенные комментарии ответственности не несет.

 

 

 

Последние новости
  Все новости

 

 

 

Популярные новости за неделю
Как законно купить новогоднюю елку и избежать штрафа: инструкция для жителей Прикамья
Как законно купить новогоднюю елку и избежать штрафа: инструкция для жителей Прикамья
7 декабря 2025 - Журналист - 0 - 2355

В преддверии новогодних праздников в Пермском крае стартует традиционная природоохранная операция «Новогодняя ель». С 17 декабря лесные массивы региона усилят патрулировать, чтобы предотвратить незаконные рубки хвойных деревьев. Акция будет включать совместные дежурства с сотрудниками ГИБДД на дорогах общего пользования.

ИД ЕРН в паспорте: цифровой ключ к госуслугам нового поколения
ИД ЕРН в паспорте: цифровой ключ к госуслугам нового поколения
4 декабря 2025 - Журналист - 0 - 1366

В начале 2026 года в жизнь граждан России войдет новое понятие — ИД ЕРН (идентификатор записи в Едином регистре населения). Эта цифровая метка, которую можно будет по желанию внести в паспорт, станет персональным ключом для взаимодействия с государством. 

Рубль бьет рекорды: курс доллара впервые с весны 2023 года опускается ниже 77 рублей
Рубль бьет рекорды: курс доллара впервые с весны 2023 года опускается ниже 77 рублей
5 декабря 2025 - Журналист - 0 - 1097

На валютном рынке произошло знаковое событие: Центральный банк России установил официальный курс доллара США на отметке 76,9708 рубля, что означает его выход на уровень ниже 77 рублей. Такое ослабление американской валюты наблюдается впервые с 12 мая 2023 года. 

В Госдуму внесен законопроект о дополнительной выплате пенсионерам в конце декабря
В Госдуму внесен законопроект о дополнительной выплате пенсионерам в конце декабря
5 декабря 2025 - Журналист - 0 - 1087

Депутаты Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» в начале декабря 2025 года внесли на рассмотрение новый законопроект, предлагающий установить ежегодную доплату для пенсионеров. Согласно инициативе, всем получателям страховой пенсии по старости будет выплачиваться так называемая 13-я пенсия в конце декабря, чтобы обеспечить их дополнительными средствами для подготовки к новогодним праздникам и покупки подарков близким.

В Перми наградили победителей региональных конкурсов
В Перми наградили победителей региональных конкурсов
4 декабря 2025 - Журналист - 0 - 1048

Во Дворце детского (юношеского) творчества г.Перми прошла церемония награждения победителей региональных конкурсов «Будущие законодатели Пермского края» и «Путешествие по Пермскому краю». Оба конкурса являются частью просветительского проекта Законодательного Собрания Прикамья «Парламентский урок».

 

Новые статьи
HR-подход «Свезы» к ежемесячным улучшениям признан одним из лучших в 2025
HR-подход «Свезы» к ежемесячным улучшениям признан одним из лучших в 2025
вчера в 13:47 - Журналист - 0 - 258
Лесопромышленная группа «Свеза» стала одним из победителей премии «Новые HR-практики-2025» в категории «HR-маркетинг». Жюри отметило проект «Живая Карта...
Мобильный оператор получит 1500 базовых станций российского производителя YADRO
Мобильный оператор получит 1500 базовых станций российского производителя YADRO
8 декабря 2025 - Журналист - 0 - 383
Телеком-оборудование в рамках контракта МегаФону поставит российский производитель YADRO (входит в «ИКС Холдинг»). В случае успешного прохождения полевых испытаний базовые станции...
Как открыть компанию в Китае
Как открыть компанию в Китае
4 декабря 2025 - Журналист - 0 - 519
Открыть компанию в Китае — стратегический шаг для предпринимателей, стремящихся закрепиться на мировом рынке и получить конкурентные преимущества в условиях глобальной экономики. В этой...
Онлайн-оформление квалифицированной электронной подписи от СберКорус через «Госключ» стало доступно в Перми и Пермском крае
Онлайн-оформление квалифицированной электронной подписи от СберКорус через «Госключ» стало доступно в Перми и Пермском крае
4 декабря 2025 - Журналист - 0 - 532
Теперь сотрудники любых организаций и физлица смогут получать сертификат электронной подписи на токен без посещения удостоверяющего центра оператора электронного документооборота СберКорус.

 

 

 

 






 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru  

Основные разделы
Новости | Новости Перми | Публикации | Фото | Справка | Вопросы и ответы |
Информация
О проекте | Правила сайта | Реклама | Партнеры | Сообщить новость | Персональные данные |