Пермский театр оперы и балета предоставляет уникальную возможность услышать никогда ранее не публиковавшиеся аудиозаписи более чем полувековой давности — фрагменты опер «Хождение по мукам», «Бравый солдат Швейк», «Виринея» в исполнении оркестра, солистов и хора пермского театра. Эти записи, произведенные еще на магнитную ленту, являются особо ценными и редкими предметами, хранящимися в фондах музея Пермской оперы. При поддержке Министерства культуры Пермского края ленты были оцифрованы и теперь доступны для любителей оперного искусства.
В истории Пермского театра оперы и балета выделяется период 1950—1960‑х годов, отмеченный новым направлением репертуарной политики, связанным с созданием «советской классической оперы». В прессе тех лет это явление в музыкальной жизни Перми получило особое наименование, прочно закрепившееся за ним и признанное российским музыкальным сообществом — «лаборатория советской оперы». В настоящее время многие образцы этого художественного эксперимента оказались забыты: названия опер «Севастопольцы», «Хождение по мукам», «Овод», «Бравый солдат Швейк», «Маскарад», впервые прозвучавших на пермской сцене, почти ничего не говорят нашему современнику.
Показательной является история оперы «Овод», всесоюзная премьера которой состоялась в Пермском театре оперы и балета 8 ноября 1957 года, в год 40‑летия Великой Октябрьской социалистической революции. Для композитора Антонио Спадавеккиа работа над оперой по революционному роману Этель Войнич «Овод» (1897) была давней мечтой, и причиной тому был «зов крови». Дело в том, что дед композитора, Никколо Спадавеккиа, был соратником Джузеппе Гарибальди, являвшегося одним из прототипов главного героя романа. После поражения революции 1848—1849 годов Никколо вместе с семьей эмигрировал в Россию. «Овод» не сходил со сцены 7 лет и прозвучал более 70 раз. На Всесоюзном фестивале музыкальных театров, проходившем в Москве в 1957 году, спектакль был удостоен диплома I степени.
0+
Сегодня Пермская опера продолжает эту традицию и остается «лабораторией», готовой к экспериментам. Театр сотрудничает с современными российскими композиторами: Антон Светличный написал музыку для балета «Арктика», Владимир Раннев — для балета Ultima Thule, Владимир Горлинский создал пролог и эпилог к опере Франсиса Пуленка «Человеческий голос», а Валерий Воронов — пролог и эпилог к опере Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода».
На выставке зритель увидит фотографии спектаклей Пермского театра оперы и балета, эскизы костюмов и декораций к этим спектаклям, афиши, программки, документы, иллюстрирующие процесс работы над созданием образцов советской оперы. Экспозиция размещается в зрительской части театра на втором и четвертом этажах. Первыми ее увидят зрители оперы «Лючия ди Ламмермур» уже 19 сентября. Выставка будет работать до конца сезона. Все предметы, представленные на выставке, находятся в коллекции музея Пермского театра оперы и балета, однако многие ранее не выставлялись.
Также в рамках выставки 20 сентября в концертном фойе театра в 14:00 состоится лекция Богдана Королька. Она посвящена методам и результатам лабораторной работы, вопросу «что сделает оперное искусство советским?» и вариантам ответа на него. Речь пойдет об операх, которые приходили на пермскую сцену или рождались на ней: «Бравый солдат Швейк», «Овод», «Виринея», «Семен Котко». В дань памяти недавно ушедшему из жизни Родиону Щедрину разговор затронет и его первую оперу «Не только любовь». Вход по регистрации. 27 сентября в 15:00 можно будет порассуждать на тему: «Советская опера как синтез социальных, культурных, эстетических проблем» с театральным критиком Еленой Третьяковой.
Выставочный проект «Лаборатория советской оперы» осуществлен при поддержке Министерства культуры Пермского края.
Работа над проектом приурочена к знаменательной дате в истории пермской театральной культуры: в 2025 году Пермскому театру оперы и балета исполняется 155 лет.