8 ноября 2022 года в 20:00 на малой сцене Театра-Театра состоится премьера спектакля «Урожай» (18+) московского режиссера Александра Пронькина. Это полная абсурда и юмора история про сбор урожая яблок компанией молодых ребят, камерный спектакль, в котором визуальный минимализм сочетается с глубоким философским содержанием, а комедийность ситуаций – с непреодолимым ощущением трагичности человеческого бытия.
«Урожай» – пьеса известного современного драматурга Павла Пряжко*, обладателя премии «Золотая Маска», одного из самых ярких представителей «новой драмы». Свою сценическую версию данного произведения на «Сцене-Молот» представит молодая команда: режиссёр – Александр Пронькин, художник – Михаил Заиканов, художник по свету – Евгений Козин, хореограф – Дамир Сайранов, автор саунд-дизайна – Татьяна Воробьёва. Исполнители – талантливые и яркие студенты совместного курса Театра-Театра и Московского Института современного искусства (мастер курса – Б. Л. Мильграм) Илья Курицын (Егор), Сергей Белов (Валерий), Анастасия Демьянец (Ира) и Дарья Копылова (Люба).
На ветвях – яблоки, на земле – ящики. Перед героями задача – собрать урожай в саду. Однако за преувеличенно «обычным» сюжетом прячется глубокий, метафоричный, притчевый подтекст, где бытовые проблемы видятся скорее проблемами бытийными, а четверо беспомощных неумех – типичными представителями человечества. Абсурдизм пьесы Пряжко не в условности изображаемого мира, а в отсутствии интриги и разрешения конфликта.
Александр Пронькин, режиссёр спектакля: «Мне хотелось поработать с этой пьесой, потому что в ней очень иронично рисуется знакомый всем нам современный абсурд. У каждого человека есть своя цель, но мы занимаемся чем угодно, кроме её достижения: смещаем фокус внимания на параллельные проблемы и забываем о ней. Поэтому из райского сада получается истерзанная земля, обломки ящиков и гниющие яблоки. Мы здесь придерживаемся принципов игрового театра, и я практически не вторгаюсь в текст, а занимаюсь подтекстом, смыслом – сегодня в театре ничем другим, кроме смысла и игры, зрителя уже не удивишь».
Марк Букин, куратор «Сцены-Молот»: «Важно, что «Урожай» – современная пьеса. Важно, что ее играют современные молодые ребята. Важно, что это крутой материал, который не описывает те или иные бытовые ситуации, социальную реальность, частные проблемы, а создает некий образ общества, собирательную модель мира, сошедшего с ума. На мой взгляд, эта пьеса универсальна: через сто лет можно ставить «Урожай» – он будет актуален. Режиссёр Александр Пронькин предложил артистам особый способ существования: они очень конкретны в игре, и в условиях абсурдисткой пьесы и минималистичной сценографии, это создает колоссальный философский объем».
Показы спектакля «Урожай» состоятся на «Сцене-Молот» 8, 9, 11, 12, 21 и 22 ноября (стоимость билетов от 500 до 700 руб.). До премьеры – 5 и 6 ноября в 15.00 – театр приглашает зрителей на открытые дневные репетиции спектакля (единая стоимость входного билета 300 руб.). Формат открытого генпрогона предполагает присутствие в зале постановщиков, которые могут прервать ход спектакля, чтобы дать рекомендации артистам или службам или попросить повторить сцену ещё раз. В 96-м сезоне Театр-Театр впервые предложил публике формат открытого генпрогона в рамках подготовки премьеры «Катерина Измайлова». Выпуск премьеры «Урожай» на «Сцене-Молот» продолжит это начинание.
* Для справки
«Урожай» станет вторым в истории ТТ спектаклем по произведениям Павла Пряжко. Возвращение в репертуар «Сцены-Молот» имени этого современного драматурга весьма символично.
11 декабря 2009 года малая сцена Театра-Театра открылась после реконструкции и ребрендинга под новым названием – «Сцена-Молот». Концепция площадки была отражена в слогане «театр настоящего времени» и репертуаре, ориентированном на экспериментальные постановки молодых современных драматургов.
Открытие прошло масштабно: в один день состоялось целых три премьеры. Кроме «Собирателя пуль» режиссёра Руслана Маликова и рэп-драмы Юрия Муравицкого «Засада» зрители увидели спектакль Филиппа Григорьяна «Чукчи» по пьесе Павла Пряжко. В 2011 году «Чукчи» стали единственным российским спектаклем в программе фестиваля NET (Новый европейский театр): остальные 6 постановок приехали на из Литвы, Нидерландов, Норвегии, Испании, Франции и Венгрии.