Сегодня в Театре-Театре стартует серия премьерных показов драматического спектакля «Гостиница "Центральная"» (16+) и открывается четыре тематических выставки в театральном фойе, также приуроченных к 300-летнему юбилею Перми. Жители и гости города могут бесплатно познакомиться с выставками во время посещения спектаклей или экскурсий по закулисью ТТ.
• ГОСТИНИЦА «ЦЕНТРАЛЬНАЯ. ВЕЛИКИЕ ПОСТОЯЛЬЦЫ
Выставка «Гостиница «Центральная». Великие постояльцы» расположена в нижнем фойе большой сцены и приурочена непосредственно к премьере. В годы Великой Отечественной войны гостиница «Центральная» стала своеобразным «ноевым ковчегом» для многих деятелей отечественной литературы и искусства, эвакуированных в Молотов из Москвы и Ленинграда. На выставке представлены 28 графических портретов постояльцев гостиницы «Центральная» (с автографами), выполненные известным советским графиком Владимиром Андреевичем Оболенским непосредственно в стенах «семиэтажки», где он жил и работал. Среди рисунков – портреты поэта-футуриста В. В. Каменского, писателя В. А. Каверина, шахматиста М. М. Ботвинника, композитора А. И. Хачатуряна, балерины и педагога Н. М. Дудинской и др. Стенды содержат краткую информацию о каждом «натурщике», чтобы зрители могли познакомиться с судьбами удивительных людей, связанных с историей Перми.
Собрание графических работ В. А. Оболенского находится в фондах Пермской государственной художественной галереи, цифровые копии предоставлены ПГХГ эксклюзивно для данной экспозиции. Отбор живописных и графических работ, подготовка сопроводительных текстов, формирование экспозиции – художественная галерея «Пермский период».
• ВЛАДИСЛАВ ДЁГТЕВ: ПОЛЁТЫ НАД ГОРОДОМ
В верхнем фойе большой сцены Театра-Театра представлены цифровые копии работ Владислава Викторовича Дёгтева (1969 г.р.), члена Союза художников России. Владислав Дёгтев работает в разнообразных жанрах изобразительного искусства: от городского пейзажа и натюрморта до абстракции. Однако больше всего он известен по работам со сложными по решению многочастными композициями, выполненными в технике цветной монотипии. Одна из излюбленных тем художника на протяжении многих лет – родной город. Узнаваемые уголки Перми, здания, архитектурные элементы – на полотнах художника привычные вещи предстают в неожиданном ракурсе. Работы наполнены фантасмагорическими сюжетами, перекликающимися с античной мифологией, научной фантастикой, картинами известных художников-модернистов, но при этом имеют явно выраженный локальный контекст.
Отбор живописных и графических работ, подготовка сопроводительных текстов, формирование экспозиции – художественная галерея «Пермский период».
• «ОЧАРОВАНИЕ УШЕДШЕЙ ЭПОХИ»: ПЕРМЬ В ГРАФИКЕ АЛЕКСАНДРА ЗЫРЯНОВА
Александр Петрович Зырянов (1928 г.) – Народный художник Российской Федерации, знаменитый пермский график, мастер линогравюры. С 1956 года, когда художник приехал в Пермь, темами и сюжетами его гравюр стали Прикамье, Урал, их история и культура, памятники искусства, архитектура. В течение многих лет художник создавал серии гравюр, посвященных самым значимым символам нашего города эпохи почти шестидесятилетней давности. Можно смело утверждать, что Александр Петрович создал своеобразную иконографию Перми в цветной и черно-белой гравюре.
Александр Петрович – зачинатель пермского эстампа, один из первооткрывателей в гравюре красоты Пермского края. Выставка его работ в верхнем фойе словно ностальгическая прогулка по городу. Отбор живописных и графических работ, подготовка сопроводительных текстов, формирование экспозиции – художественная галерея «Пермский период».
• «ПЕРМСКИЕ ПЕРИОДЫ» ТАТЬЯНЫ БРУНИ
Третья выставка, расположенная в верхнем фойе большой сцены, – «Пермские периоды» Татьяны Бруни. Стенды дают уникальную возможность окунуться в яркий творческий мир знаменитой театральной художницы, в жизни которой были «пермские периоды».
С именем Татьяны Георгиевны Бруни (1902–2001) связана целая эпоха в истории российского театра. Её самые ранние работы были созданы в начале 1920-х гг., последние – в 1980-х гг. Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы Татьяна Бруни работала художником в Кировском театре (Ленинград). Во время эвакуации театра в Молотов (Пермь) она руководила восстановлением декораций и костюмов, была автором костюмов для знаменитого балета Арама Хачатуряна «Гаяне», премьера которого состоялась в Молотове в 1942 году. Находясь в Перми, Татьяна Георгиевна сотрудничала и с другими театрами, в том числе создавала костюмы к постановкам Молотовского театра драмы. В 1970-е годы Татьяна Бруни приезжала в Пермь, чтобы создать новые шедевры с балетмейстером Николаем Боярчиковым. Декорации Т. Г. Бруни и сегодня продолжают сценическую жизнь, а её эскизы костюмов стали достоянием музейных и частных коллекций.
Отбор живописных и графических работ, подготовка сопроводительных текстов, формирование экспозиции – художественная галерея «Пермский период». В подготовке выставки использованы материалы книги «Татьяна Бруни. Призвание – театр» Вадима Викторовича Зубкова и Светланы Леонидовны Федотовой. Фото эскизов Татьяны Бруни – Валерий Евгеньевич Заровнянных.
Выставки подготовлены в рамках федеральной программы «300 лет Перми».