В условиях обострившейся ситуации на топливном рынке Национальный автомобильный союз (НАС) выступил с инициативой установления максимально допустимых цен на топливо на автозаправочных станциях. С соответствующим предложением президент организации Антон Шапарин обратился к главе Федеральной антимонопольной службы Максиму Шаскольскому, сообщают «Известия».
В своем обращении Шапарин пояснил, что «в условиях, когда правительство взяло на особый контроль ситуацию со снабжением топливом и его стоимостью на российских заправках, считаем целесообразным ввести некий потолок цен на АЗС — специальный механизм контроля» . Суть предложения заключается в том, что стоимость топлива не должна превышать средние региональные показатели за соответствующий день 2024 года, увеличенные на уровень накопленной инфляции.
Необходимость такой меры обусловлена тем, что в 2025 году некоторые заправки, особенно несетевые, повышали цены существенно выше инфляции — на 5–8 рублей, или около 10%, игнорируя рекомендации регуляторов . В отдельных случаях цена АИ-92 достигала 70 рублей за литр, что на 4 рубля выше среднерыночной стоимости. По мнению Шапарина, отдельные игроки пытаются извлечь сверхприбыль на фоне публикаций о возможном дефиците топлива.
Ситуация на топливном рынке действительно остается напряженной. Ранее сообщалось о случаях ограничения отпуска топлива и резкого роста цен в Тамбовской, Тверской и Липецкой областях . Подобные случаи были зафиксированы и в других регионах, включая Крым, Краснодарский край и Курскую область, где ФАС уже проводит проверки роста цен на бензин.
ФАС подтвердила получение письма от Национального автомобильного союза и сообщила, что оно будет рассмотрено в установленном порядке . В службе осуществляют постоянный мониторинг цен на 12 тысячах АЗС страны и уже принимают активные меры в отношении недобросовестных участников рынка.
Так, ведомство выдало предупреждение «Газпромнефть — Региональные продажи» в связи с установлением разных цен на топливо на своих АЗС в Тюменской области без экономически или технологически обусловленных причин . Ранее ФАС уже возбудила дело против «Газпром ГНП продажи» из-за снижения объемов продаж бензина на бирже в мае-июне 2025 года, когда реализация АИ-92 упала на 74%, а АИ-95 — на 50%.
Правительство предпринимает комплекс мер для стабилизации ситуации. Продлен запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2025 года, введены ограничения на экспорт дизельного топлива . Президент Владимир Путин подписал указ о моратории на обнуление выплат по топливному демпферу до 1 мая 2026 года . Этот механизм, введенный в 2019 году, предназначен для сглаживания влияния внешних экономических факторов на внутренние цены путем компенсации нефтепереработчикам разницы между экспортной стоимостью топлива и установленной indicative внутренней ценой.
Статистика свидетельствует о значительном росте цен на топливо. По данным на октябрь 2025 года, цена на бензин в России достигли 64.37 рубля за литр . В сентябре 2025 года цены на бензин выросли на 2.58% по сравнению с августом, при этом с сентября 2024 года увеличение составило 12.73% . Розничные цены на бензин с января по сентябрь 2025 года выросли на 7.21%, что более чем в полтора раза превысило общую инфляцию.
Эксперты отмечают, что удержание темпов роста цен на топливо в пределах инфляции рассматривается Минэнерго и ФАС как целевой показатель регулирования топливного рынка, хотя формально это требование не закреплено в законодательстве . В качестве долгосрочных решений проблемы специалисты предлагают увеличить мощности нефтепереработки и создать государственный резерв топлива для снижения оптовых цен.